Ромм В.В.
Подготовка третьего
фестиваля велась долго. Положение о конкурсах были выставлены на сайте
ассоциации за полтора года до конкурса. Фестиваль планировали провести в
Новосибирске в апреле 2005 г. К сентябрю 2005 г. были подписаны договоры с
филармонией на предмет аренды Большого зала филармонии. Были получены
принципиальные согласия от будущих членов жюри. Ими согласились стать профессор
Петров П.М. (Болгария), профессор Син Чжон Хи (Корея) и директор института
танца Д.В. Дугаржапов (Бурятия, г. Улан-Удэ). Возглавить жюри поручили Ромму
В.В.
8
сентября 2005 г. в помещении ДШИ № 29 проходила отчетно-выборная конференция
НХА. В докладе президент ассоциации познакомил членов ассоциации с состоянием дел
по конкурсу. План работы и проведения конкурсов и самого фестиваля был одобрен.
По просьбе некоторых педагогов были внесены изменения в положение. Появилось в
конкурсе классического танца деление на группы А и Б. Конкурсанты
группы А готовили пять вариаций, а конкурсанты группы Б могли
танцевать по 3 вариации.
На
конференции был определен новый порядок
проведения мероприятий НХА. Все фестивали, конкурсы проводят соответствующие
секции ассоциации. Секция народного танца, классического, эстрадного, русского,
детского, индийского танцев составляю каждая свой план, выбирают оргкомитеты и
самостоятельно готовят фестивали.
Этот порядок в большей мере себя оправдал. Эстрадная секция,
народная и секция детского танцев создали очень крепкие оргкомитеты и без большой
волнений подготовили и провели 2-й
конкурс игрового детского танца «Карусель», 4-й традиционный конкурс эстрадного
танца «Данс-экспресс-4». Обидный сюрприз преподнесла секция классического
танца. Несколько руководителей коллективов классического танца решили
отказаться от участия в конкурсе и выдали это за решение всех педагогов. То,
что несколько воспитанниц новосибирских педагогов поехали соревноваться в Омск
доказывает что решение байкотировать фестиваль у новосибирских педагогов было
далеко не единодушным. Объяснялся отказ сложностью программы и необходимостью
готовиться более серьезно. Такой поворот события поставил под сомнение вообще
проведение фестиваля. Сбор суммы для аренды зала филармонии возможен был только
при полном количестве участников. В Новосибирске мы даже был поставлен вопрос
об отказе от фестиваля. Спасла фестиваль Омская организация НХА, которая
согласилась провести фестиваль у себя в г. Омске. Омичи справедливо считали
важным регулярность конкурсов, недопустимость перерыва в постоянном наращивании
требовательности в классическому исполнительству.
Отмена новосибирского этапа вызвал
обеспокоенность новосибирской секция народно-сценических танцев НХА. Несмотря
на очень сложные условия народно-сценического конкурса, руководители коллективов
народного танца были очень огорчены перспективой переноса всех конкурсов в
Омск. Поехать в Омск по финансовым причинам могли далеко не все коллективы.
Неожиданная помощь пришла от комитета по культуре мэрии г.
Новосибирска. Председатель комитета Т.А. Ушакова предложила провести фестиваль
В ДК им. Горького без арендной платы. Это позволило оставить в Новосибирске
один из этапов фестиваля, а именно – конкурс народно-сценических танцев. Несколько позже, когда вопрос о фестивале
был все же решен, секция классического танца решила провести свой конкурс, но
не солистов, а малых форм. К сожалению
сроки проведения этого конкурса наложились на сроки международного фестиваля,
что неизбежно создавало дополнительные сложности проведению и одного и другого
мероприятия.
Организация столь масштабного
мероприятия в двух крупных городах при полном отсутствии средств, бе спонсоров
дело необычайно трудное. Возникали
сложности и с оформлением приглашений иностранным конкурсантам и членам жюри, с
печатью афиш, буклетов, программ, с организацией проживания и питания,
транспорта и т. д. Так, когда осталось до фестиваля меньше месяца, оказалось,
что приглашения сделанные в Омске недействительны и по ним визы не могут
выдать. Визы из Болгарии и Кореи были получены с большим трудом. Буквально за неделю перед фестивалем сообщил о невозможности
приехать работать в жюри директор Бурятского института танца Д.В. Дугаржапов.
Однако трудности были
преодолены и 23 апреля Третий международный фестиваль «Танцы народов мира»
начался с конкурса исполнителей классического танца в Омском Дворце Молодежи.
Положение конкурса предусматривало обязательную вариацию или па-де-де. Причем,
чтобы исключить разночтения, оргкомитет подготовил видеодиски с записями
обязательных вариаций и па-де-де. Поэтому обязательные программы на конкурсе
исполнялись в одинаковых редакциях, что способствовало объективности судейства.
Участников оказалось очень
много и их уровень был заметно выше, чем на предыдущем конкурсе. В младшей
группе соревновалось 26 солистов, в старшей – 15. В младшей группе первое место разделили А. Андрющенко, А.
Беседина и Д. Буш. Отличием данного конкурса было участие в соревнованиях
сильной половины. Так в младшей и старшей группах было несколько мальчиков и
юношей. Впервые соревновались не только одиночные солисты, но были заявлены
соревнования в разделе па-де-де. В номинации Па-де-де первое место по младше
группе завоевали А.Зубенко и ее партнер С. Алексеенко. Впервые в конкурсе
участвовали студенты и стажеры Новосибирского государственного
хореографического училища. Это придавало особую остроту соревнованиям и,
несомненно, было очень полезно. Воспитанники детских школ искусств видели
тщательность исполнения студентов училища, внимательность к мелким движениям,
аккуратность стоп, музыкальность и образность. С другой стороны будущие артисты
перенимали азарт, радостную увлеченность, смелость…
Первое место в старшей группе среди девушек
завоевали Анна Бородулина, Анна Павлова (г. Омск) и Китамура Марико (Япония).
Среди юношей первое место разделили
студенты НГХУ Константин Алексенцев (Новосибирск) и Павел Окунев (Улан-Удэ).
В
номинациях классические ансамбли и ансамбли народно-сценического танца было
всего 12 коллективов. Это объяснялось тем, что из новосибирской зоны в Омск
приехало лишь два коллектива, остальные выступали в Новосибирске. Среди
классических ансамблей лидерство держал коллектив ДШИ №3 г. Омска. В старшей
группе народно-сценического конкурса первое место занял ансамбль «Госан»,
республика Корея, руководитель В. П.
Хагай.
В
Новосибирском этапе в конкурсе по народно-сценическим танцам участвовали 29
коллективов.
Особенностью
данного конкурса было включение в обязательного номера из «образцов» -
выбранной постановки признанного мастера. Оргкомитет подготовил к конкурсу
видеокассету с примерами таких образцов. В основном это были постановки И.
Моисеева. На первом же туре соревнования коллектив должен был представить также
свою авторскую версию народно-сценического танца той национальности, какой
образец бал выбран. Не все участники конкурса смогли осилить этот пункт
положения. Около десяти коллективов участвовали в полной номинации – четыре
танца. Несомненным лидером в этой группе и во всем конкурсе был ансамбль
народного танца «Сибирские узоры» ДДТ им. Ефремов. Именно ему был присужден
Гран-при по младшей и старшей группам.
Первое
место по старшей группе завоевал образцовый ансамбль «Родничок» средней школа №
63 г. Новосибирска.
Первое место по номинации «Три танца» было
присуждено ансамблю «Метелица» ДК им. Горького.
Были изданы буклеты новосибирского и омского этапа фестиваля,
красочные дипломы, афиши. Гала-концерты омского и новосибирского этапов
фестиваля были сняты на видеопленку и изданы отдельными фильмами. В
Новосибирске были записаны специальные аудиодиски с фонограммами
народно-сценических танцев. Эти аудио диски а также фильмы Гала-концерта были
вручены руководителям коллективов-участников фестиваля. Радостным событием третьего фестиваля было
то, что несколько призов для победителей конкурсов учредили мэрия г.
Новосибирска, московская фирма по пошиву балетной обуви «Гришко» и
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия.