Ромм В.В.,
кандидат культурологии.
Изучение древних
танцев этносов Прибайкальского региона.
Более 30 лет
успешно работала кафедра хореографии. Теперь при Восточно-Сибирской академии
культуры и искусств создан совместный образовательный комплекс Институт танца.
Объединение творческих и организационных возможностей крупнейшего творческого
ВУЗа Восточной Сибири и коллективов Бурятского республиканского
хореографического училища, Бурятского республиканского училища культуры и
искусств позволяет выходить на новый образовательный уровень.
Русская культура
и, в частности, русская хореографическая школа никогда не ограничивалась узко
национальными рамками. Особый интерес вызывает работа преподавателей и
студентов Института танца по изучению танцев народов Северной и Восточной
Сибири. В ВУЗе учатся студенты из Алтая, Бурятии, Тувы, Якутии, Хакассии,
Эвенкии, Монголии, Казахстана и многих других регионов Азии. Совместное
обучение помогает взаимообогащению. Студенты Института танца ВСГАКИ, независимо
от национальности изучают и исполняют русские, алтайские, тувинские, якутские,
эвенкийские, нанайские, монгольские, корейские и иные танцы.
Особого внимания
заслуживает научно-исследовательская работа. Раньше словосочетание хореография
и наука не воспринималось всерьез. Но успехи палеохореографии – нового научного
направления в исследовании древнейшей культуры
человечества заставляют археологов, историков, медиков, культурологов и ученых
других направлений по-новому взглянуть на значение и возможности дансологии и
даже практической хореографии. Студенты уверены, что танец – самое естественное
состояние человека.
Летом 2004 г.
проходила отвественная аттестация ВУЗа.
Примечательно, что в дни аттестации ВУЗа прошла презентация книги именно хореографа,
которая выиграла грант Президента России. Это книга к. ист.
н. О.Б. Буксиковой «Традиционные игры бурят в конце XIX – начале ХХ вв. и опыт их трансформации в национальной
хореографии». Засл. раб культ. РФ О.Б.Буксикова,
руководит учебно-исследовательской лабораторией им. П. Абашеева «Традиционная
танцевальная культура народов Восточной Сибири!» института танца ВСГАКИ.
Давно известно,
что поиски в традиционной культуре сюжетов и тематики, помогают в работе
балетмейстера, будят его фантазию,
позволяют ярче найти хореографию того или иного образа. В таких работах
не требовалось и не предполагалось
точной фиксации факта, серьезной научной
доказательности и т.д. В фольклорных экспедициях записывали старинные танцы,
которые вспоминали бабушки и дедушки. Эти документы необычайно ценны и
интересны. Однако, с одной стороны они рассматривают
необычайно тонкий временной срез народного творчества, который ограничивается
жизнью одного поколения. С другой стороны, считать записанное
копией подлинной техники и композиции того или иного старинно танца тоже
нельзя. Ведь носители информации в силу большого временного перерыва что-то
забывают, что-то изменяют. Да и в связи с солидным возрастом старики не могут
танцевать так, как сами же танцевали 50-80 лет назад, а какие-то движения
просто не в состоянии показать. Но в любом случае, наши даже такие
приблизительные знания о традиционном дансологическом
пространстве этносов России не распространялись глубже XIX в.
Если же брать за
основу знаний о танце археологические изобразительные объекты, то возможности поникнуть в прошлое неизмеримо
расширяются. Полеохореография дает нам инструмент для
осуществления таких возможностей.
Прибайкальский
регион – настоящий рай для археологов. Здесь в поселениях Мальта и Буреть найдены всемирно известные палеолитические
статуэтки, знаковые системы многих из них палеохореографы
трактуют, как записи танцевально композиции. Кроме редчайших палеолитических
изображений в Прибайкалье тысячи и тысячи петроглифов, изображения на которых
напрямую или косвенно относятся к танцам наших предков. Показ студенческих
работ, подготовленных в лаборатории им. П. Абашеева института танца ВСГАКИ
выявил очень отрадную тенденцию перехода хореографов в
своих ретропостановках от умозрительных фантазий к
научной доказательности. Опыты по
дансологическому анализу и частичной расшифровке некоторых петроглифов показали
студенты Института танца ВСГАКИ. Доказательно реконструируя танцевальные позы,
движения и хореографические композиции по наскальным изображениям, они убедительно
восстанавливали фрагменты танцев наших предков.
Интересной была
работа студентки 5-го курса Ж.Демчик по обрядовой
практике тувинцев. Она предложила свое видение
трансформации в хореографии обряда освящения домашнего скота.
Неожиданной и
уникальной оказалась исследовательская работа, воплотившаяся в композицию
«Узоры». Эта работа осуществлялась студентами третьего курса Алтайской группы Айдинай Баянкина и Эжером Кызыловым под руководством
педагогов О.Б.Буксиковой и Д.В.Дугаржапова.
Из альбомов по
традиционной культуре исследователи выбрали наиболее характерные алтайские
орнаменты, которые имеют аналоги и у других тюрско-монгольских
народов. Орнамент является наиболее устойчивым феноменом культуры. Часто
народная традиция связывает орнамент с хореографией, да и находится он часто
рядом с изображениями танцующих человечков. И поэтому студенты выбрали
несколько орнаментальных Тамги (родовые знаки, которыми в Алтае, Бурятии, Туве
клеймили скот) и связали их с геометрией позировки
тела в танце.
Результат
превзошел все ожидания. Созданный на основе орнаментов танец оказался близок
традиционной национальной хореографии. Мало того, оказались неразрывно
связанными с избранным орнаментом не только отдельные позы, но каждое па и их
комбинации, пространственный рисунок танца. С удивлением сами авторы
обнаружили, что пространственный рисунок (композиция) танца независимо от
желания авторов повторил линии избранного казалось бы
для других целей орнамента.
Студентам и
преподавателям необходимо внимательней относиться к проблемам датировки,
географической привязки избранных древних изображений и орнаментов, глубже
изучить основы археологии и палеохореографии. Тогда можно будет надеяться, что
хореографы Института танца ВСГАКИ закрепят свой первый далеко не случайный
успех, который уже сегодня претендует на новизну в мировой науке.