Н М. Веселова

Ст. преподаватель кафедры хореографии НГПУ

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ НАРОДНО –

СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА.       

Своими корнями танец, как вид искусства, уходит в глубь истории. Он старше музыки и наскальных рисунков. Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения.

Нет такого дома культуры или школы искусств, где не было бы хореографического ансамбля народного танца. Мечта каждого хореографа - создать свой, ни на кого не похожий творческий коллектив, возведенный на твердом исторически-традиционном фундаменте народного творчества. Но, чтоб возвести этот фундамент, надо окунуться в гущу народную, тщательно изучить фольклор, танцы от глубоких корней. Фольклор – это часть экологической среды, это художественная экология общества и выживание человечества во многом зависит от того, как с этой средой общаться. Фольклор народов – великий педагог, передающий ценности эстетические и нравственные, заложенные поколениями людей в его художественных творениях.

Что из себя представляет отдельный номер народно-сценического танца? Это в определенной мере переосмысление элементов народной хореографии, отвечающих одному из трех подходов к фольклору: 1) обработка народной пляски с полным изложением этнографического варианта, 2) фантазия на тему этнографического образца с частичным его изложением, 3) сочинение хореографии без видимого обращения к фольклорному первоисточнику. Первый подход представлен в таких, например, композициях, как «Девятка» П. Вирского, «Тимоня» Т. Устиновой. Второй подход особенно полно и талантливо наблюдается в творчестве И. Моисеева. Третий выявляется в постановках Н. Надеждиной (возможны и другие примеры). Однако существует и четвертый подход, стоящий несколько отдельно от первых трех. Его смысл заключается в переосмыслении не фольклорного первоисточника, а предшествующего результата сценической интерпретации образца народного творчества, причем, в многократном переосмыслении. Что имеется в виду?

Первооткрыватели ансамблевого движения создали первые сценические танцы на основе фольклорного материала. Первое поколение продолжателей жанра переосмыслило уже не фольклор, а сценические танцы. Второе поколение переосмыслило соответственно результат своих предшественников и т. д. В результате произошло большое удаление современных народно-сценических танцев от первоисточника — народного творчества. Собственно так и появились «среднеплясы». Это такой вид хореографии, в котором размыты не только областные особенности, но и национальные признаки.

Одной из особенностей этнического состава населения сибирского региона является то, что наряду со значительным массивом русских (более 80%) здесь проживают белорусы, евреи, казахи, немцы, татары сибирские, телеуты бачатские, украинцы, хакасы, ханты, чулымские тюрки, а также выходцы с Кавказа и из Средней Азии. Сам город Новосибирск – многонациональный город, представленный различными национальными культурными центрами: культурно-просветительская организация «Дом Польский», национально-культурная автономия украинцев, белорусов, армянский культурный центр, областное общество немцев «Видергебурт» и т. д. Ежегодно в городе проходит фестиваль национальных культур, более десяти лет Российской Хореографической Ассоциацией Новосибирской области проводится конкурс «Виртуозы русского танца».

В силу специфичности хореографического искусства многое из сокровищницы народного танцевального творчества безвозвратно ушло, а то, что осталось, либо забывается молодым поколением, либо стилизуется и обобщается до неузнаваемости. В последнее время появились хореографические коллективы, в танцевальных постановках которых видна тенденция к использованию общих танцевальных элементов, свойственных той, или иной национальности. Исполняют русские танцы, цыганские, болгарские. Но таких танцев нет! Есть цыганские танцы Бесарабии, цыганские танцы Испании, Шопские танцы юго-западного региона Болгарии (и ещё четыре региона Болгарии), русские танцы Севера и западных областей России, среднего Поволжья и Урала, Западной Сибири и Приамурья и т. д.

Гоголь подметил, что разнообразие танцев «родилось из характера народа, его жизни  и образа занятий». В каждой области, районе необъятной России существует своя, совершенно неповторимая манера исполнения танца.

Только через изучение собственно народной культуры возможно воссоздание подлинного танца на сцене. Возродились же благодаря музыкантам-фольклористам настоящая русская песня и традиционная инструментальная музыка! Значит, и танец возродится, как только  хореографы обратят свои взоры к фольклору, но при этом не стремиться осуществить охранную функцию в области танцевального фольклора. Это, так сказать, одна из крайностей в интерпретации народного творчества, другая заключается в том, что постановщики вообще избегают содержания произведений народного творчества, прикрывая свои опусы набором внешних признаков фольклора.

Каким хочется видеть русский танец в Новосибирской области?

Насколько успешным будет возвращение к народным танцевальным истокам, во многом зависит от педагогов хореографических училищ, колледжей, факультетов высших учебных заведений. Без преобразования знаний о законах зарождения, развития, существования исконной крестьянской пляски, тесным образом связанной с обрядом, припевкой, инструментальным наигрышем, без знаний областных особенностей русского танца невозможно ожидать от будущих хореографов постановок ярких и самобытных. А пока русский танец в нашей области однополый - в основном «женский». Мало хореографов мужчин, а потому и «плясунов» мало, чего не скажешь о хореографических коллективах Красноярского края или Кемеровской области. Поэтому отсутствуют в постановках широта тематики и глубина содержания, многообразие и  оригинальность выразительных средств, самобытность формы и манеры исполнения.

К. С. Станиславский писал: содержательная простота богатой фантазии – самое трудное в искусстве.

Стремясь раскрыть мысль, образ, характер, надо не загромождать танцы большим количеством движений, не засорять образ обилием деталей и  подробностей. Дело не в количестве движений, а в умении выбрать наиболее точное из них.

В чём секрет успеха хореографических сочинений, основанных на использовании подлинной «танцевальной натуры»? Прежде всего в сохранении смысла, содержания, в его разработке, углублении, в привнесении фантазии, в поисках для танца самой точной, яркой, доходчивой формы. Хореография – всегда действие. Если даже номер не имеет зафиксированного литературного сценария, драматургическая канва должна угадываться во всём построении танца. Принцип связного действенного рассказа должен быть положен в основу хореографической постановки. Надо искать «не движения вообще», как бы красивы они ни были, но  такие динамические «слова», «фразы», из которых образуется живая ткань повествования. Даже самые сложные технические приёмы, трюки должны подчиняться раскрытию внутреннего смысла, образа, идеи танца. Трюк уместен, если органичен, если, раскрывая динамическое начало танца, придаёт движению ещё большую экспрессию.

Хореограф должен активно вторгаться в ткань первоисточника, черпать лишь то, что необходимо ему для танцевальной характеристики персонажей или для общей композиции, узнать глубоко и всесторонне народ, и лишь тогда сочинять. Увидеть главное, выбрать самое нужное, а потом рассказать об этом в своём танце по-своему, ещё интереснее, ещё богаче. Надо стремиться к тому, чтобы вернуть народу его собственное творчество, его мысли, его чувства, но облечённые уже в новую, современную форму.

Поиск – спутник хореографа. Без поиска, танец давно бы утратил романтику открытий и созидания. А само понятие народное творчество заключает в себе созидательное начало. Игорь Моисеев писал: мало собирать камушки на берегу океана народного творчества. Надо смело войти в этот океан, исследовать его глубины, постигнуть его тайны и обратить их на благо искусства. Рискован путь того, кто ищет способов создания танца таким, каким мы видим и чувствуем его сегодня, каким хотим его видеть в будущем. Не бойтесь идти сквозь риск, безвестность, неожиданности по крутым тропам народной хореографии.

 

 

Седения об авторе:

Веселова Наталья Михайловна

худ. руководитель образцового хореографического

ансамбля «ОТБЛЕСКИ» ХЭШИ «Весна»  г. Новосибирска.

С 2003 г. преподаватель Новосибирского

Государственного педагогического университета.

Hosted by uCoz