Ромм В.В., к. культурологии, чл.-корр. МСА ,

вице-президент Западно-Сибирского отделения

Международной Славянской Академии,

 

 

Петипа  в вечной мерзлоте

(научно-практическая конференция «Гений Петипа в Якутске)

 

26-29 мая 2005 года в Якутске (республика Саха) на базе Республиканского хореографического училища им. А.В. Посельской. проходила научно-практическая конференция «Гений Петипа». Почему такую конференцию решили провести не в каком-нибудь привычном и признанном хореографическом центре России?

 

Даже по сибирским меркам, до Якутска очень далеко. Несмотря на богатства этого региона, железную дорогу от БАМа строят уже несколько десятилетий.  Добраться до столицы республики Саха можно только самолетом. Если лететь от Москвы, то надо четыре часа лететь до Новосибирска, а затем дальше еще более четырех часов. Вечная мерзлота, ветры, мороз – более суровый климат трудно найти.

Профессиональный балетный театр в республике Саха (Якутия) появился почти 60 лет назад. Первые десятилетия своей жизни балетный театр Якутии  получал кадры балетных артистов и постановщиков из хореографических школ Москвы, С-Петербурга, Новосибирска, Перми, Улан-Удэ. Своей школы долго не было. Мало того, сложилось устойчивое мнение, что физические данные представителей северных народов далеки от требований классического балета, что в суровых северных условиях на генетическом уровне формируются короткие ноги, короткая шея,  большая голова...

Поэтому, когда десять назад в Якутске усилиями бывшей балерины местного театра Н.С. Посельской  было организовано республиканское хореографическое училище, многие сомневались в положительном результате. С первых шагов дружный коллектив педагогов  новой школы сделали ставку на тщательное следование образовательным методикам русской балетной школы, тесное сотрудничество ортопедами, физиологами, диетологами. Такое сотрудничество дало поразительные результаты и позволила на практике доказать неверность деления детей на способных и не способных к классическому танцу по национальному признаку.

Поразительные результаты совместной работы и научных исследований педагогов и ученых позволили провести в Якутске научную конференцию на тему  "Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальневосточного региона. Наш журнал писал об этом необычном форуме, на котором ученые демонстрировали результаты восьмилетних исследований коррекционных возможности хореографического образования, в частности – уроков классического танца.

За десять лет якутская балетная школа по праву стала в один ряд с лучшими хореографическими училищами России. Здесь сформировался большой отряд талантливых и опытных преподавателей. Это – Н.С. Посельская, З.Н. Попова, В.И. Петров,  Г.В. Афонасевич, М.Л. Габышева, Д.Н. Дмитриев, Д.И. Дмитриева, Г.В. Дулова, И.В. Мясоедов, А.А. Носова, Д.Г. Иванова, Г.А. Те, П.П. Сидоров, А.П. Ултургашев.

 

Выпускники якутской школы сегодня с успехом работают на балетных сценах Перми, Новосибирска, Улан-Удэ, Красноярска, Краснодара, Москвы.

Учащиеся и студенты якутского хореографического училища успешно выступают на балетных конкурсах, часто становятся дипломантами и лауреатами таких соревнований. Так дипломантами и лауреатами только что прошедшего в Новосибирске международного конкурса хореографических училищ (2005 г.) стали студенты И. Лаптева, К. Лукина,  П. Необутов.

 

 

Балетная труппа Якутского театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева–Суорун Омоллона более чем на 90% состоит из воспитанников местной школы, что позволяет театру решать самые сложные художественные задачи. Ярким показателем этого явилось то, что в последние годы выдающийся балетмейстер мира Ю.Н. Григорович поставил в Якутске балеты П.И. Чайковского «Лебединое озеро» и С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Когда на пресс-конференции балетмейстера спросили, почему он приехал именно в Якутск, Ю.Н. Григорович ответил, что он работает только с театрами, артисты которых достигли мирового исполнительского уровня: «Балетная труппа якутского театра удивительно способная, ровная, хорошо воспитана в настоящих традициях русской балетной школы».

Выход на новый качественный уровень ставит новые задачи перед педагогическим коллективом и учащимися училища. В искусстве не может быть остановки. В свой десятилетний юбилей республиканское хореографическое училище им. А.В. Посельской. Провела вторую научно-практическую конференцию, тема которой скрыта в названии – «Гений Петипа».

 

О творчестве М. Петипа написаны сотни прекрасных книг и исследовательских работ. Избранная тема на первый план выводит обсуждение технологических и методологических проблем хореографического образования, проблем современной исполнительской практики. Дл того, чтобы разговор оказался предметным, организаторы подготовили многочисленные концерты и спектакли. За четыре дня было показано пять программ, в которых выступили учащиеся якутского и новосибирского хореографических училища, солисты Якутского театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева–Суорун Омоллона, театра «Григорович-балет» (г. Краснодар), и театра «Кремлевского балета» (г.Москва).

Студенты якутского училища подготовили несколько актов одного из лучших творений М.Петипа – балета П.И. Чайковского «Спящая красавица»,  гранд-па из балетов «Пахита» и «Раймонда», из оперы «Джоконда»). Большой интерес вызвал показ балета Л. Минкуса «Баядерка». Он был представлен силами учащихся училища и балетной труппы Якутского театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева–Суорун Омоллона. В главных партиях выступили солисты «Кремлевского балета» заслуженная артистка РФ Жанна Богородицкая-Дригант и Айдар Шайдуллин (г.Москва).

Завершил праздник большой концерт на сцене оперного театра. В этом концерте наряду с шедеврами М. Петипа были показаны постановки Ж. Перро, А. Горского, Дж. Баланчина, Р. Захарова, В. Варковицкого, В. Васильева, отрывки из балетов Ю.Н. Григоровича, постановки педагогов якутского республиканского хореографического училища  З. Поповой, А. Носовой, Е. Тайшиной.

Большой успех сопутствовал выступлениям учащихся якутского училища И. Лаптевой, Ю. Мяриной,  Л. Попова, ученицы четвертого класса новосибирского хореографического училища Я.Цюпко, солиста театра «Григорович-балет» Ильи Кузнецова (г. Краснодар), солистов «Кремлевского балета» заслуженной артистки РФ Жанны Богородицкой-Дригант и Айдара Шайдуллина  (г.Москва), солистов Якутского театра оперы и балета им. Д.К.Сивцева–Суорун Омоллона народных артистов РС(Я) Г.Дуловой и И.Мясоедова. 

 

 

Радовало внимание к проблемам развития якутского балета руководителей республики. На мероприятиях конференции присутствовал Вице-президент РС(Я) Александр Акимов, выступили Заместитель Председателя государственного собрания Ил Тумэн РС (Я) Никитина Е.С., руководитель отдела организации работы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Рожина З.В., депутат Государственного собрания Ил Тумэн РС (Я) Петрова П.Г., заместитель министра культуры и духовного развития РС (Я) Наумов И.И.

 

С докладами на конференции выступили лауреат государственной премии им. П.А. Ойунского, народный художник России А.П. Мунхалов, доктор психологических наук А.П. Оконешникова,  доктор педагогических наук С.К. Колодезников, к. биол. н. С.Л. Сафонова, к.пед.н. Н.Л. Необутова, заслуженный работник культуры РФ РС(Я) Н.С. Посельская, к. культурологии, чл.-корр. МСА В.В. Ромм (г. Новосибирск), балетмейстер-режиссер, к. психол. н. Н.В. Соковикова (г. Новосибирск), педагоги М.А. Дегтярева, Е. И. Матвеева, Г.А. Архипова, Е.В. Саввина и др.

Танец уникальнейшее проявление человеческой культуры. У него миллиарды страстных поклонников. Можно с уверенностью говорить, что стремление танцевать присуще каждому человеку на Земле. Однако, в силу своей сложности танец является своеобразным закрытым миром и при всей популярности – одним из сложнейших для научного познания явлений человеческой культуры. Вершиной танцевальной эволюции человечества, самым сложным танцевальным жанром является классический танец.

Практическая часть давала большое поле для размышлений  и обсуждений на заседаниях конференции и в ее кулуарах. За сто лет накоплен большой опыт реставрации, редактирования постановок М. Петипа. Многие из вопросов вполне могли претендовать на категорию «вечные»: «Что считать оригиналом? Как восстанавливать   постановки  гениального мастера? В какой мере можно быть уверенным, что показанное восстановлено корректно? В какой мере допустима редакция? Как выбрать среди многочисленных редакций? Допустимо ли по видеозаписи?  и так далее».

 М. Петипа ушел с императорской сцены в 1903 г. – более ста лет назад. Тем не менее, его хореография включена в сценический репертуар всех ведущих театров мира, она обязательна на профессиональных конкурсах и фестивалях любого уровня, является фундаментом для подготовки будущих артистов классического балета. Признавая величие гения М. Петипа, созидательное творчество которого на разных этапах развития классического танца является непревзойденным образцом для артистов, педагогов, постановщиков, практически все участники конференции констатировали, что на современном этапе богатейшее творческое наследие М.И. Петипа по-прежнему влияет на эталонные требования к обязательной технической и художественной оснащенности артиста балета.

 

Сегодня в репертуарах российских театрах, к сожалению, наблюдается явное ослабление внимания к классике. В некоторых докладах участников конференции обращалось внимание на тот факт, что классический танец за свою короткую историческую жизнь с удручающей регулярностью переживал периоды взлетов и падений. И на протяжении XVIII-ХХ вв. классический танец часто пребывал под угрозой искажения, исправления, а то и уничтожения, его эстетика находилась под непрекращающимся огнем критики. Эта критика и нажим с удивительным постоянством то усиливались, то снижалась. Периоды упадка оказываются с падением доверия к основополагающим эстетическим нормам самого классического танца. То классика объявлялась слишком удалившейся от своих народных корней и ее пытались загнать в прокрустово ложе фольклорности. То классический танец обвиняли в бессодержательности, в скучности. Традиционно звучали уверения, что классический танец давно устарел.

Ярлык неестественности классического танца для человека, стал почти аксиомой, к которой привыкли и которую не принято проверять. Так ли правомочны заявления о неестественности классического танца? Классический танец точно соотносится с конструкцией человека. Если мы будем рассматривать человека, как некую двигательную машину, то можем обнаружить, что в конструкцию этой машины заложена свобода движения ноги в любой из трех плоскостей. Ни у одного из земных животных такой свободы нет. У животных свобода движения чаще всего ограничена одной плоскостью. Раз основой классического танца является использование всех заложенных в "человеческую машину" двигательных способностей, в том числе и тех, которые не используются в повседневной жизни, то все разговоры о неестественности  классического танца неправомочны.

Л.Д. Блок писала: "Человеческая стойка на двух ногах уже и в нормальном своем положении богаче возможностями разнообразных движений, чем у любого другого зоологического вида. Классический танец исчерпывает все эти возможности до конца, применяя выворотное положение ноги" [Блок Л.Д. Классический танец история и современность, c. 27].

 

 

Актуальность темы конференции проявлялась в выявлении повторяемости тенденций. Начиная с XIX в. Россия была главным хранителем чистоты классического танца. Такое стало возможным благодаря титанической работе на русской сцене М. Петипа. Однако завершение карьеры великого мастера совпало с периодом наступления на классику. Обида, звучащая в мемуарах М. Петипа на взгляд некоторых выступавших в большей мере вызвана  именно наступлением такого очередного периода. Гений классического танца М.И. Петипа после сорока лет беззаветного служения в 1903 г.  был отлучен от императорского театра.   Можно понять престарелого мастера, всю жизнь совершенствовавшего классический танец, когда бывшие ученики начинали свою творческую жизнь с нападок на классику. Даже великий М. Фокин, который впоследствии был хранителем традиций классики, на первом этапе объявил себя врагом «того танца с вывороченными ногами, который по недоразумению некоторых критиков принимается за классический» [цит. по Красовская В. Русский балетный театр начала XX в. 1. Хореографы. Л-д.: «Искусство», 1971. С. 61]. 

Сегодня надеяться, что из бунтарей вроде М.Фокина вырастут такие же прославленные мастера трудно. В России явно созданы преграды для воспитания молодых балетмейстеров. Заказов, стимулирующих поиски молодежи в сложнейшем жанре классического танца нет. Вместо того, чтобы создавать новое, искать на основе классики свежие выразительные краски, идеи, на многих прославленных сценах страны копируют старые, имеющие вид эскизных набросков западные постановки, пытаются выдать их за непревзойденные шедевры, не оцененные в свое время, подменить высокую классику модерном, или  смешать с современными изысками. Как в сказке о новом платье короля, новаторы не хотят замечать явного падения художественности, содержательности, стилистической и пластической  ценности новых спектаклей,

 

Естественно, что большое внимание на конференции уделялось вопросам обучения  и воспитания будущих артистов балета. Отмечались значительные новации и достижения в этом деле якутских педагогов. Участники призывали  распространить лучшее из якутского опыта на все балетные школы России, в частности вести мониторинг состояния здоровья, особенностей физического и психологического развития, исследовать их влияние на динамику роста творческих показателей учащихся хореографических училищ.

Следует всячески поддерживать продолжение научных исследований в области коррекции природных данных средствами классического танца. Развивать научные исследования в области проблем физического и психологического здоровья исполнителей

Время ставит обновленные требования к высокой технике танца,  к охвату сценического пространства, к музыкальному оформлению, учитывающей способности и индивидуальность исполнителя, огромные физические нагрузки, на что в свое время обращал особое внимание М. Петипа.

В своем докладе «Психологические условия оптимизации развития специальных танцевальных способностей к классическому танцу» балетмейстер из Новосибирска, кандидат психологических наук Н.В. Соковикова отмечала, что М. Петипа в своем творчестве, особенно при постановке вариаций, учитывал типологические свойства личности танцора, что в балете выражается в амплуа и позволяет нам сделать вывод о том, что физические, физиологические и психологические аспекты обучения классическому танцу требуют сотрудничества хореографии с психологами. Пришло время адаптировать общепсихологические развивающие методики для преподавания классического танца и других танцевальных дисциплин.

На второй якутской научной конференции много говорилось о необходимости повышения социального статуса артистов балета.

М.И. Петипа повысил авторитет профессии артиста балета, особенно представителей русской балетной школы. Императорская театральная школа в Санкт-Петербурге в 18-19 вв. выпускала специалистов четырех театральных профессий – театральных художников, артистов драматических и оперных театров, артистов балета. Среди них специальность артиста балета считалась самой сложной и самой престижной, требовала полного курса обучения и наибольших способностей.

      На современном этапе сложность профессии артиста балета значительно увеличилась. Сегодня художники, вокалисты, артисты драмы имеют возможность получить диплом о высшем образовании. Однако, исполнители классического танца, выпускники хореографических училищ, освоив уникальную профессию артиста балета, требующую не только многолетнего физического труда, но и  специальных теоретических знаний,  пройдя  цикл гуманитарных дисциплин, которые в полном объеме входят  в содержание программ высшего образования,  получают всего лишь диплом, свидетельствующий о среднем специальном  образовании.

В связи с этим давно назрел вопрос о реорганизации российских балетных школ из СУЗов в ВУЗ. На двух якутских научно-практических конференциях 2003, 2005 гг. были предложены проекты моделей  подобных высших учебных заведений. Участники конференции отмечали, что стремление к повышению социального статуса профессии артиста балета, не расходится с проводящимися на современном этапе тенденциями реформирования системы образования в России. Пора на уровне  соответствующих министерств и ведомств ставить вопрос о необходимости и возможности получения высшего образования по специальности «исполнитель, артист балета» на базе хореографического училища, а также об определении статуса подобного учебного заведения.

Необходимо разработать положение, квалификационную характеристику и обоснование специальности «исполнитель, артист балета» для возможности получения диплома о высшем образовании 18-летнему специалисту.

 

Знание прошлого позволяет лучше понять настоящее, планировать будущее. Л.Д. Блок не боялась сказать, что классический танец, "одно из самых спорных явлений в искусстве, и сейчас и в прошлом". Исследовательница пробила брешь в стене неприступного до этого бастиона истории балета, обратила внимание на недостаточную изученность темы, на противоречия, на неточности в формулировках, в определении времени появления и т.д. Работа Л.Блок уточнила само понятие термина "классический танец", существенно расширила наши познания о нем, позволила усомниться в догмах, казавшихся прежде незыблемыми. В исследовании убедительно показано, что классический или профессиональный танец появился значительно раньше официально принятой даты. Л.Д. Блок, хоть и не говорит конкретно о возможном времени появления, тем не менее, прослеживает по иконографии примеры существования элементов классического танца вплоть до Древней Греции.

Поиск истоков танца вообще и классического танца в частности напрямую связан с тайной появления человека на земле. Ученые сегодня не способны построить научную картину первых шагов человека и человеческой цивилизации, поскольку не располагают критической массой доказательств. В начале третьего тысячелетия в условиях информационного взрыва, появляются все новые гипотезы. Можно много цитировать и вспоминать различные точки зрения на генезис культуры. Тем не менее, наблюдается и явный недостаток достоверной информации о зарождении человечества, культуры. Как писал И.Г. Гердер: "Исток человеческой истории покрыт для философа мраком, и уже в самые древние времена замечаются такие странности, которые не совместимы с той или иной философской системой» [Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества, c. 258]

Дансологи не задумываются над тем, что идеальное исполнение большинство движений техники классического танца, даже не очень сложных оказывается невозможным. Чем ближе мы приближаемся к идеалу, тем яснее понимаем его недостижимость. Если представить, что исполнение этих движений будет осуществляться в условиях со значительно меньшей, чем на Земле силой тяжести, то возможности приближения к идеалу окажутся намного выше. В докладе «Каноны красоты, классический танец, человек» были  представлены результаты последних исследований новосибирских палеохореографов, которые нашли убедительные свидетельства наличия сложных элементов техники классического танца у человека палеолита 20 тысяч лет назад. Откуда в столь древнее время взялся классический танец? Загадки эстетики классического танца становятся более понятными, если применить к ним внеземную концепцию. 

Если эстетика классического танца – это сохранившееся в подсознании воспоминания об искусстве танца в условиях далекой прародины человека, тогда следует признать, что именно классический танец сохраняет подлинные корни человеческой культуры. Тогда он имеет непреходящую самоценность и нуждается в особой защите. В этом случае следует особо заботиться об экологической чистоте этого феномена, о недопустимости замутнения его. Если гипотеза о внешней прародине человечества получит подтверждение, то положение о приоритете народного танца надо будет пересмотреть. Первым танцем, появившимся на Земле в таком случае, окажется классический. И именно упрощение классического танца, могло привести к появлению различных народных танцев, национального танцевального фольклора.

Механизм такой эволюции понятен. Первые же попытки исполнения классического танца в условиях  огромной земной гравитации должны были показать, невозможность должного исполнения большинства элементов  техники классического танца. Движения должны были постепенно упрощаться, изменяться. И тогда уже о народном танце нужно будет говорить: «народный танец – это форма упрощения классического танца, соответственно экономическим, климатическим, географическим особенностям и условиям жизни данного народа».

Гипотезы палеохореографов звучали при всем обилии доказательств фантастически нереально. Столь кардинальные идеи должны еще пройти длительный путь осмысления, критического анализа философов, историков, антропологов, физиологов. Однако, даже при отрицании основных положений, обсуждение фантастических предположений позволило точнее представить возможный механизм эволюции танца, выявить некоторые реалии сегодняшнего дня,  продвинуться в деле научного познания, выявляя новые области, обойденные вниманием науки.

 

Новосибирск- Якутск

 

Hosted by uCoz