П.М. Петров

Характерный танец

1 группа вопросов:

                  - Можно ли считать, что характерный танец является синонимом народного танца на балетной сцене?

               - Можно ли считать, что характерный танец является мостом между народным и классическим танцем?

              

Ответ на эти вопросы связан с выяснением сущности, развития и место этих танцев в искусстве хореографии.

            На мой взгляд  характерный танец есть промежуточное звено между  народным и класическим  танцем?

            Известно, что характерный танец, или танец в характере, является одним из основных в системе хореографии. Он может быть отдельным эпизодом от всего спектакля, средством раскрытия одного или нескольких образов, двигателем действия спектакля, а так же - самостоятельным произведением. Термин “характерный танец” появился в конце XVIII века, хотя танцы “в характере” существовали и до того, а именно в интермедиях, где действующими лицами были люди из народа – ремесленники, матросы, разбойники и др. Этим же термином называли и гротесковые, комедийные и бытовые сцены в кральских балетах XVI – XVII века, известные еще как “антре”. В этот период народным героям придавали сатирическую, пародийную окраску. Эти “вульгарные” танцы в придворных интерпретациях яко бы еще больше подчеркывали дистанцию между простолюдием и висшем обществом.

        Введение народной тематики в балетные спектакли продиктовано  первым выпадом против академической системы придворного балета в 1760 г.  Жана Жоржа Новера /Новер, Ж.,Ж., Письма о танце, Л – М, 1965, 256 с./. Он рекомендовал хореографам обратиться к народным танцам, видя в них источник сценического танца.

Народная тематика обогащает классический балет новыми идеями и образами, а стремление использовать элементы  народного танца помогает формированию и утверждению характерного танца на сцене.

        В течение многих лет характерный танец оформляется как специфический танцевальный элемент, несущий самые яркие характерные этнографические черты данного народа или образа, но подчиненный законам сценического действия. Первоначальное пренебрежение к характерному танцу как “низшей ступени искусства… извращение вкуса”, которые “не создают истиные /настоящие/ таланты” – высказыванился Константин Скальковски / БАЛЕТ, Энциклопедия под редакция на Григорович, Ю., М.,1981/ заменено уважением к характерному танцу как части искусства хореографии, с качествами равными классическому танцу и одной из основных в системе хореографии.

        Характерный танец, как одно из направлений в балетном искусстве, мало исследованная до сих пор тема. Основополагающими по этой теме являются труды К. Блазиса, А. Ширяева, А. Лопухова, А. Бочарова, А. Блатова, Т. Ткаченко, Н. Стуколина, Г. Гусева, но они не дают нам полного представления о связи характерного танца с народным и классическим танцам. Взаимозаимствование танцевальных движении народных танцев салонными и классическими танцами; обратная связь – оклассичивание танцевальных движении в сценических народных танцах т.е. в характерных танцах; появление современных бальных танцев, чья танцевальная лексика несет характер определенной национальности – до сих пор не подвергались подобному анализу. В таком аспекте оформляется вторая группа вопросов, которые тоже являются предметом исследования настоящего труда. В общем виде они выглядят так:

 

        II группа  

        - Какова связь характерного танца с остальными разновидностями в танцевальном искусстве?

        - Какая разница между фольклорным народным танцем и его сценическим видом - характерным танцем?                     

       

        Кроме чисто теоретической исследовательской базы, изучение характерных танцев входит в учебный процесс почти всех хореографических училищах, режиссерских и педагогических высших хореографических учебных заведениях. Модель и методическая система восприятия и обучения по характерному танцу построены на одной психо-педагогической технологии, чья основная задача раскрыть возможности методов и форм воспитательной работы, направленных к развитию танцевальных способностей исполнителей, которые обеспечивают их эмоциональную активность и познавательную самостоятельность. Все это предполагает инновационные педагогические технологии в обучении по характерному танцу объединенные в третьей группе вопросов:

       

III группа :

-          Методика преподавания характерного танца.  

-          Методика преподавания характерного экзерсиса.

-          Методика преподавания и требования при составлении композиции характерного этюда.         

        В настоящем пособии рассматриваются все аспекты процесса обучения по характерному танцу. Из предлагаемых до сих пор методик обучения по характерному танцу невозможно извлечь полное представление о взаимосвязи между экзерсисом, методикой преподавания и способам композиция характерного танца. Кроме того, недостаточно проведено анализов, посвященных связи между отдельными национальностями и их различиями в движениях, костюмах и их специфических рисунках танца. Это дает повод вернутъся к этому вопросу, потому что я считаю, что он является базисным для методики преподавания по характерному танцу.

        Правильное усвоение характерного танца обязательно должно начаться с изучения предпосылок и специфики соответствующей национальности – географическое расположение, историческое прошлое, быт, костюм, народные обычаи.

Hosted by uCoz