А.М. Лесовиченко,

Новые концепции

Исследование и реконструкция памятников временных искусств древних эпох – проблема сложная, до конца не разрешимая. Причем, дело не только в том, что не сохранились в живой практике формы музицирования или танца, но и в отсутствии адекватного инструментария для интерпретации следов этих видов художественного творчества, соответствующих мировоззрению и представлениям их породившим. В этой ситуации большую ценность приобретают любые попытки приблизиться к пониманию сути исчезнувших явлений.

Если музыка Древней Греции может быть реконструирована по сохранившимся нотным текстам (пусть даже единичным), музыкально-теоретическим трактатам, образцам музыкальных инструментов, не говоря уже о многочисленных косвенных материалах (изображения музыкантов, поэтические формы, описания, содержащиеся в литературных текстах), то хореографическое наследие, в сущности, представлено лишь небольшим количеством изображений танцевальных сцен, да считанными упоминаниями в трудах философов. Тем не менее, автор настоящей книги – известный исследователь-дансолог и балетный критик В.В.Ромм – поставил перед собой задачу разобраться в хореографических проблемах давно исчезнувшей культуры.

Акцентируя синкретическую природу древнегреческой художественной деятельности, исследователь пытается прочесть с позиций своего предмета известные тексты Гомера, Ксенофонта, Платона и многих других авторов. Причем Ромм не просто констатирует присутствие хореографических впечатлений в рассуждениях древних, но задает многочисленные вопросы, которые позволяют ему рассматривать подтекст многих высказываний, выявлять действительную значимость танца в культуре греков.

Особенно ценным представляется концепция прямой взаимосвязи хореографии и боевых искусств, принципиальной значимости танцевального компонента в подготовке воина не только в плане общефизического развития, но и непосредственно в отработке боевых движений.

Весьма неожиданной представляется попытка понять принципы движения в военной фаланге через анализ образцов геометрического орнамента. Это любопытная, очень впечатляющая, хотя и не бесспорная идея (как быть с геометрическим орнаментом у других народов, не знавших фаланги?).

В целом работа В.В.Ромма представляется большим вкладом как в дансантную историю, так и в культурологию античности.

Конечно, первый опыт не может быть безупречным. Исследователю не всегда удается избежать переноса представлений о природе тех или иных современных художественных явлений на древние артефакты. Например, не слишком корректными представляются рассуждения о релятивности образной основы древних ладов по аналогии с трагической арией Орфея в опере К.Глюка, звучащей в С-dur. Дело в том, что ладовая структура, существующая вне образной системы – порождение музыкальной практики Нового времени и может существовать только в условиях гармонического музыкального мышления. Лады традиционной монодической музыки являются способом воплощения той или иной образной задачи. В этом причина строгих ограничений использования ладов в определенных обстоятельствах, известных нам из древнегреческих философских трудов, возможность этических интерпре-таций ладов, цитируемых В.Роммом. Здесь важна не схематическая последовательность тонов конкретного лада, а комплекс попевок, сложившихся в его пределах, жестко регламентированных в содержательном отношении.

Думается, можно было избежать несколько излишней констатации общеизвестных сведений из истории общественной жизни Древней Греции.

Впрочем, эти моменты ни в коей мере не снижают значения наблюдений и кристаллизации новых подходов в отношении древнегреческих памятников.

Хочется надеяться, что заявка, сделанная в этой работе, получит дальнейшее развитие в искусствоведческой науке.

А.М. Лесовиченко,

кандидат искусствоведения

Hosted by uCoz