Александр
Ковешников
Геологические и географические предпосылки локализации
высохшего в настоящее время Центрально-Азиатского Внутреннего моря и история
проживание вокруг него славянского и некоторых азиатских народов на основе
изучения эпоса Гэсэр, Велесовой книги и Слова о полку Игореве
В наступившем 21 веке поиски единства и
общности культурных корней народов Евразии становятся всё более востребованными
и привлекают всё большее внимание исследователей. В изучении данного вопроса в
качестве источников могут быть рассмотрен эпос бурятского, монгольского и
тибетского народов "Гэсэр", источник по истории славян "Велесова
Книга" и наиболее известное произведение средневековой Руси "Слово о
полку Игореве". Отправной точкой в наших исследованиях по поискам географического
района некогда компактного проживания, а затем расселения народов Евразии нами
избраны работы Ю.Н. Рериха и Е.П. Блаватской, ранее недостаточно привлекавшиеся
при рассмотрении данного вопроса.
Известный ориенталист,
специализирующийся на изучении культуры народов Центральной Азии, Юрий
Николаевич Рерих, в своей книге "По тропам Срединной Азии" [1. С.3]
писал: "Огромную, не имеющую внешнего стока область Внутренней Азии
ограничивают с юга могучие Трансгималаи и унылые высокогорья Каракорума. К северу
простираются Алтай и горные цепи Сибирской низменности. К востоку и западу от
этого огромного бессточного бассейна лежат бесконечные пустынные просторы
великой монгольской Гоби и степей Средней Азии."
Об этом же районе наша великая
соотечественница Елена Петровна Блаватская, которая в середине 19-ого века
неоднократно посещала и длительно жила в Индии, и, по некоторым данным, имела
доступ к письменным источникам по истории и культуре народов Востока,
недоступным не только её современникам, но и не ставшим пока объектом изучения
современных учёных, в предисловии ко второму тому "Тайной Доктрины"
[2. С.5] говоря о народах Евразии писала, что эти народы: "...имели...
легенду о Потопе, преобразившем нынешнюю пустыню Гоби в море в последний раз
около 10000 или 12000 лет назад и вытеснившим многих Ноев с их семьями на
окружающие горы".
Если внимательно изучить
географические карты Евразии, то действительно, на территории современной
пустыни Гоби и прилегающих районов в современном рельефе многое указывает на
то, что они некогда были дном моря, в том числе наличие огромных пониженных
участков рельефа, локализованных в районе, простирающемся от озера Тенгиз или
озера Балхаш на западе до долин рек Керулен и Аргунь и озёр Далайнор
(Кулун-Нур) и Буир-Нур, из которых берёт начало река Керулен. на востоке, и от
окрестностей озера Балхаш на севере до пустыни Такла-Макан на юге. Море имело ярко выраженное широтное
простирание. и разделялось в центральной своей части на два рукава, обтекающих
отроги Тянь-Шаня.
Существование
озера Балхаш на северо-западе, озера Лобнор и Турфанской впадины в центральной
части и озёра Гашун-Нур и Сого-Нур на востоке этой территории также косвенно
указывает на возможность существования такого моря в прошлом. Море простиралось
от подножия Восточного Хингана до района, где сейчас расположено озеро Лобнор и
Турфанская впадина. Там оно разветвлялось, обтекая отроги Тянь-Шаня. Один рукав
простирался на северо-запад в сторону современных озёр Балхаш Тенгиз, а второй
протягивался на запад и северо-запад в сторону пустыни Такла-Макан.
Если принять за
отправную точку возникновения этого Внутреннего моря данные Е.П. Блаватской, с
учётом того, что первоисточники по истории Евразии до сих пор не доступны
учёным, то получается, что Центрально-Азиатское Внутреннее море, назовём его
так, начало своё существование около 10
- 12 тысяч лет назад во время природной катастрофы, описанной в Библии как
"Всемирный потоп".
В те времена
северные территории Евразии были покрыты
огромными толщами льдов, о существовании которых сейчас нам напоминают
только зоны вечной мерзлоты - подножия этих, ныне растаявших ледников. Во времена "Всемирного потопа", по
данным, приведённым Е.П. Блаватской, произошло смещение полюсов и бывшие
некогда приполярными, огромные территории Евразии в достаточно короткий период
времени оказались в совершенно других климатических условиях. Началось бурное
таяние ледников, известное в мировой культуре и описанное в Библии как
Всемирный Потоп. На территории Азии воды тающих ледников стекали в бессточный
бассейн Центральной Азии и формировали вычисленное нами Центрально-Азиатское
Внутреннее море.
Население,
проживающее на территории, как писала Е.П. Блаватская, было вынуждено осваивать
для жизни горы и возвышенности, примыкающие к формируемому морю.
Приблизительные
размеры этого моря, считая в километрах от озера Лобнор - на восток - 2600 км,
на северо-запад - 1600 км, и на запад 800 км. Вероятно, в горах по его
периметру проживали предки многих народов современной Евразии длительное время
ведя тяжелую борьбу за физическое выживание.
Пока ледники ещё
существовали, воды от их таяния скатывались в это Центрально-Азиатское
Внутреннее море и этот период, вероятно, затянулся на несколько тысячелетий,
море существовало приблизительно в тех границах, которые мы очертили.
Ко времени
полного исчезновения остатков ледников сформировалась современная
гидрографическая сеть, и реки Сибири понесли свои воды в Ледовитый океан.
Подобное изменение ситуации выразилось для Центрально-Азиатского Внутреннего
моря в том, что в него перестало поступать достаточное количество воды, и оно
начало постепенно высыхать и на территории Центральной Азии сформировались
ландшафты, близкие к современным.
Если внимательно
изучить рельеф дна Центрально-Азиатского Внутреннего моря, то мы можем
предположить, что оно сначала разделилось на три моря, и первоначально
обнажилось дно в районе современного озера Лобнор и Турфанской впадины.
Возникло три
моря, назовём их Северным (окрестности озёр Балхаш, Тенгиз и Зайсан), Западным
(район пустыни Такла-Макан) и Восточным (рукав в сторону Восточного Хингана).
Низинный участок
суши, разделивший эти три моря, вероятно, имел множество мелких озёр и
периодически обводнялся в паводки. В целом, эта территория представляла собой
оазис из буйных трав и кустарников, с обилием
мелких озёр, полных рыбы и водоплавающей дичи. Подобный благодатный для
жизни и разведения скота участок, вероятно, не мог не вызвать к себе
повышенного интереса со стороны жителей окрестных гор, что могло привести к
войнам за владение этими землями.
В процессе
прогрессирующей засухи, описанные нами три моря постепенно уменьшились в
размерах и в конце концов окончательно высохли. Но вначале, вероятно всё-таки
это произошло с Восточным и Западным
морями, а Северное море, в силу своего более выгодного географического и
гидрологического расположения уменьшалось медленнее и просуществовало дольше и
даже упоминается в Сокровенном сказании монголов [5. Стр. 12].
Все народы,
которые ранее кочевали со своими стадами скота вокруг всех трёх морей либо
расселились по территории Азии, как это произошло с ариями-индусами, либо
постепенно смещались на ту равнинную территорию, которая постепенно
освобождалась при уменьшении Северного моря.
Район
окрестностей озера Балхаш и стал конечной точкой высыхания
Центрально-Азиатского Внутреннего моря и на повестку дня встал вопрос о том,
что сформировавшийся ландшафт уже не мог прокормить скопившегося на этой
территории населения. Встал вопрос или о переселении на новые земли, или о
ведении войны на выживание. Территория, окружающая озеро Балхаш сейчас,
именуется Семиречьем. Возможно, это обобщенное название отражает географически более крупную территорию, и
имеет более глубокий смысл, чем просто констатация наличия в окрестностях семи
рек.
А теперь обратимся
к эпосу "Гэсэр" и "Велесовой Книге" с попыткой найти
подтверждение нарисованной нами картины.
В первые тысячелетия существования
Центрально-Азиатского Внутреннего моря
огромные равнинные пространства были залиты водами моря, на окружающих
горах проживали немногочисленные тогда из-за скудости пропитания, предки многих
современных народов. Они пасли скот, растили своих детей и боролись за
выживание.
Если рассматривать эпос
"Гэсэр" [3] и "Велесову Книгу" [4, 8, 9, 10] как
исторические сочинения, вобравшие в себя в спрессованном виде рассказ о
событиях многотысячелетней истории народов, их создавших, а персонажей и
события увидеть не только как нравственный и воспитательный свод традиций,
верований и героической истории, то можно за казалось бы сказочными и
мифологическими событиями увидеть некие исторические факты, описанные в
возвышенно-сказочной и эпической манере.
Сражение Западных и Восточных богатырей
за некие Срединные земли, описанные в эпосе "Гэсэр", кроме
философского значения, содержат сведения о каких-то конкретных фактах истории.
Возможно, здесь описаны войны между обитателями гористых окрестностей Западного
и Восточного морей, за равнинные земли, разделившие начавшее усыхать Внутреннее
море.
В эпосе "Гэсэр" Срединное
царство Сэгэн-Сэбдэга, на наш взгляд является описанием того срединного участка
суши, который разделил былое море на три обособленных водных бассейна, и как
раз к такому географическому объекту наиболее подходит определение Срединный.
Эти Срединные земли стали оспаривать
Богатыри Восточных и Западных небес (читай - высокогорий). Если принять, что
здесь под небесами подразумеваются горы, окружающие моря, то здесь описаны
жители гористых районов, расположенных к востоку и западу от вычисленного нами
обнажившегося участка морского дна, ставшего участком, удобным для
скотоводства.
Персонажи эпоса Гэсэр Хан-Хурмас и
Атай-Улан являются предводителями воюющих кланов, а может быть и прародителями
народов, которые начали войну. В победе западных богатырей над восточными
отражены, таким образом, исторические события, которые могли произойти не ранее
начала усыхания Внутреннего моря. Это событие могло начаться в последней трети
вычлененного нами, вслед за Е.П. Блаватской, периода, т.е. около 3 - 2 тысяч
лет до н. э.
Нам представляется, что именно описанное
выше Центрально-Азиатское Внутреннее море упомянуто в "Сокровенном
сказании монголов" [5. С.12] в следующем контексте: "Предком
Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его
была Гоа-Марал. Явились они переплыв Тенгис (внутреннее море)." Внутреннее
море упоминается в эпосе
"Гэсэр" "Внешний залив внутреннего моря" [3].
Вот некоторые из текстов эпоса
"Гэсэр", в которых встречается упоминание земель и народов, которые,
по нашему мнению, проживали в окрестностях Центрально-Азиатского Внутреннего
моря в период начала его прогрессирующего высыхания:
" В незабвенное это время
Утверждаться начало племя
Белых Западных небожителей,
В это время на небе Восточном
Становилось мощным и прочным
Государство чёрных воителей...
У Сэгэн-Сэбдэга...
Над Владением Срединным...
Хан-Хурмас и Атай-Улан...
Ханы трижды прошли вокруг
Мирозданья нового, юного"
(Речь о новых, выступивших со дна моря Срединных землях.
А.К.) [3. С. 32 – 33].
"Три вождя трёх племён земли
Племена свои привели
К перевалу горы Сумбэр" [3. С. 129].
О Гэсэр-хане:
"Он добрался до моря Мунхэ,
До своей долины Морэн
До реки Хатан
Многопенной". [3. С. 163].
И в "Велесовой Книге", скорее
всего, именно о территории Центрально-Азиатского Внутреннего моря говорится:
"Сотворились Роды Тыевые (славян-русов) в Семиречье, где обитовали За
Морем в Крае Зелёном, когда скотоводствовали." (Здесь Семиречье, это,
предположительно, земли к югу от озера Балхаш, а Море - то из трёх морей, для
которого мы предложили название - Северное.
Таким образом, эпос "Гэсэр"
и "Велесова Книга" предположительно повествуют о событиях, которые
происходили вокруг Центрально-Азиатского Внутреннего моря за всю историю его
существования. Вероятно, в районе Срединных земель а также на примыкающих к ним
территориях трёх усыхающих морей какое-то время обитало множество народов. Но
по мере обезвоживания описанной нами территории проживание большого количества
населения, занимающегося скотоводством в Срединных землях стало невозможно, и
началась эпоха переселения народов.
Возможно, что и до описываемых нами
событий из района Центральной Азии в сторону Европы уходили волна за волной
группы переселяющихся народов, но именно с окончательным засыханием трёх морей
связаны события, описанные в эпосе "Гэсэр" в легендарной форме. На
это косвенно указывает пустынность земель, по которым путешествует Гэсэр.
В "Велесовой Книге" [4, 8, 9,
10] имена героев повествования является наименованием народов. Кий, Щек и
Хорив, известные нам из русских летописей как братья - основатели Киева, скорее
всего - обобщённый образ трёх славянских народов, названных по именам их
наиболее прославленных вождей. В "Велесовой Книге" Кий - это русы;
Щек - чехи, Хорив - хорваты. Правомочно предположить, что имена братьев,
описанных в эпосе "Гэсэр" также являются наименованиями трёх народов.
В тибетском варианте эпоса "Гэсэр" [6] описана жизнь и взаимоотношения
трёх братьев, чьи имена: Цзаса-Шикир; Цзуру-Гэсэр и Рунса. Цзаса и Рунса являются сыновьями матери, к
которой их общий отец особенно расположен. Она балует своих сыновей, и плохо
кормит сына другой женщины, Цзуру-Гэсэра.
Про Цзуру и Рунсу выскажем
предположение, что это первопредки двух народов, относительно которых мы ведём
исследование. Цзаса-Шикир, по нашему мнению, это первопредок саков, Цзуру, это
и есть Гэсэр-хан, (первопредок народов тибетско-монгольско-бурятской группы), а
Рунса, возможно является прародителем арийских народов (в том числе и
русского). Имя Рунса можно проинтерпретировать как
"Ариунса-Ариус-Урус", и как "Рус", которое можно
рассматривать как производное от слова "Арий - Ариус". В эпосе "Гэсэр"
Цзуру становится героем, а Рунса выставлен как простоватый, но честный человек,
исправно сообщающий их общему отцу по имени Санлун о проделках Цзуру. Так как
ссоры между Цзуру и Рунсой начинаются из-за скота, то, возможно, что таким
образом показаны ссоры между предками народов тибестко-монгольско-бурятской
группы, именуемых в "Велесовой Книге" гуннами и славян-русов по
поводу пастбищ, на которых они пасли свой скот.
В славянской "Велесовой Книге"
в рассказах о временах седой старины описывают одинокое проживание первопредка
по имени Богумир, имеющего жену Божественного происхождения.
Сыном Богумира является Орей (он же
Арий, он же Ирий) - первопредок всех ариев, в данном случае ариев-индусов
(Арий), ариев-персов (Ирий) и ариев-славян (Орей).
И уже сыновьями Орея являются три сына, имена
которых соответствуют именам народов; Кий - русы, Щек (Пашек) - чехи и Хорив
(Горовато) - хорваты.
У Отца Орея описан брат по имени
Кисек (варианты - Кышек, Кисько),
являющийся, по нашему мнению первопредком саков. В эпосе "Гэсэр" ему,
вероятно, соответствует Цзаса-Шикир.
Столкновения предков гуннов с предками
славян-русов, описанных в
"Велесовой Книге" следующим образом (текст приводится с
сокращениями): [Здесь и далее нумерация текстов дана по [4]. Дощечка П 4г].
"B вот что Орей, стар Отец изрек: "Пойдем из земель этих, где
гуннские наших братарей убивают. Скот наш крадут и детей убивают". И так,
как Стар Отец предрек, и перетекаем, перекочевываем в иные земли, каковые
истекают медом и молоком. И объявленные сыновья трое Орея
были - Кий, Пашек и Горовато, от которых три славянских племени произошли ... Шли до Горы Великой... Там ведь
возвысился Кий, ибо был Старейшиной Киявы. От того возникла Русь. ...крови
стоил тот исход... гунны не брезговали злом. И перекочевывали, куда Орей
предрёк". [8, 9, 10]. Здесь упоминается государственное образование Киява,
ставшее со временем Киевской Русью.
Согласно нашей версии, составленной
после глубокого изучения текстов "Велесовой Книге" и "Слову о
полку Игореве" [7], переселение славян-русов можно представить в следующем
виде Первоначальные тексты рассказывают об обособленном проживании
первопредков, затем кратко упоминается проживание в "Зелёном крае, за
Морем" [8, 9, 10]. Возможно это гипотетически предложенные нами Срединные
земли, разделяющие три моря.
Славяне именуют себя детьми Отца Орея,
ариями. Потом следует упоминание о расселении. Здесь арии славяне-русы и арии
пастухи-персы, именуемые ирианцами (детьми Ирия), уходят на территорию
Иранского нагорья и гор Загогриа (современные горы Загрос), где разделяются.
Персы-ирианцы остаются жить на Иранском
нагорье, славяне-русы, осваивают Кавказ и Предкавказье, где создают
государственное образование называемое ими Комонией, от слова Комонь - боевой
княжеский конь. Это государственное образование известно современным историкам
как Ману. Затем часть жителей Комонии, получившая впоследствии наименование
"скифы" направляется на территорию Двуречья, и Сирии.
Они поступают в качестве воинов на
службу в государстве Ассирия, и постепенно переселяются в окрестностях города
Вавилона. При распаде Ассирии они оказываются на территории Ново-Вавилонского
царства, терпят лишения и притеснения, от которых их освобождает персидский
царь Кир, предоставив возможность идти куда им пожелается. Они откочёвывают на
Русь и образуют государство Киява, которое упоминалось выше.
Вот как в Велесовой Книге говорится о
Комонии: [Дощечка I 2а]. "Предсказано ведь от Старых часов, что будем
объединены с иными (народами), и сотворим... (землю) великую... Обретём
Русколань нашу в Голунь, и три сотни
городов и селища.. Венды! (Западные славяне. А.К.) Возвратитесь до земель наших
в степи древние! Это ведь Тыя Земли (земли Руси) беде разверзлись. И Комония
поглощена, так как извы-языги обретают (побеждают) сыновей Тыя.. . Комония -
Праотцов ведь земля" [8, 9, 10].
Речь, по нашему мнению, идёт о событиях,
предшествующих сожжению Голуни, случившемся в 512 г. до н. э. во время похода
Дария на скифов. Речь о временах, когда борусы, они же венды, отделились от
славян-русов и ушли на запад. В обращении к вендам упоминается Комония,
уничтоженная извами, или языгами. Не имея возможности привести точную датировку
событий, мы можем говорить о них относительно одного к другому. Комония
существовала предположительно до основания Голуни, которая ко времени сожжения
существовала уже около 4 веков.
Другая, и наиболее значительная часть
славян, которые именуют себя борусами и русами, совместно с их побратимами
саками остаётся жить в окрестностях озера Балхаш, именуя эти земли Семиречьем.
От них обособляются и кочуют отдельно предки гуннов. Если перейти на язык эпоса
"Гэсэр" в нашем прочтении, то все трое братьев Цзуру-Гэсэр (гунны),
Рунса (борусы и русы) и Цзаса-Шикир (саки) начинают существовать обособленно,
хотя борусы, русы и саки сохраняют отношения побратимства. Они создали
государственное образование с подвижными границами,
Оно простиралось, возможно, на
территории от Забайкалья до Кавказа. Это могут косвенно подтвердить упоминания
арийских имён в названиях на этой территории. Озеро Орей в Читинской области,
гора Борус в Хакасии, наименование гор Урал. Современники запомнили это
государственное образование под наименованием народа массагетов. Славяне
именовали это государство, по нашей реконструкции, Остягетия. Это название со временем трансформировалось в Асеетия
(наиболее близко по звучанию название современной Осетии). Но на этой же
территории чересполосно с борусами, русами и саками проживали гунны, которые,
также считали эту территорию своей страной.
Мирная жизнь закончилась распрей,
устроенной гуннами о "устройстве своей земли". На языке эпоса
"Гэсэр" это Цзуру-Гэсэр поссорился из-за скота со своим братом по
отцу Рунсой. Борусы, а за ними русы стали постепенно переселяться на территорию
Кавказа, на территорию Комонии, перенеся на эти земли название своей страны -
Остягетия (Асеетия, Сеетия, Осетия). Саки остались на Азиатской территории.
Вот, что написано о Остягетии-Асеетии в
Велесовой Книге: [Дощечка I 6а]. "И вот пребывали Тыевые князья Славень с
братарем ему Скифом. И вот война сотворилась великая в Сеетии (Асеетии) Отцов.
И Сеетиевые (Асеетиевые) изрекли, решили: "Идём в земли
ильмерские"... (с предгорий Кавказа на территорию Русской равнины. А.К.).
По сему откочевали на север, и там...
город Славень основал. (Будущий Новгород. А.К.) А... брат его Скиф у
Моря пребывал... были, война великая за
Сеетию и раззорения, суровые сражения те на обе половины от Дону, до Горы
Русичей и до хопров Карпатских". [8, 9, 10].
И в другом тексте: [Дощечка III 34]. "То вот князю Кию на ум запало сходить (походом)
на болгар... И так вот Голунь, град русский отобрали ибо был тот... в Донской
земле. Так Осетеевые (Остягетиевые) края возвратили и русичами населили.. И так вот Земля наша Остезе (Остягетия)
стала (известна всем) от края и до края как Русколань, И пребудет. Это ведь
Даяние Божье мы отвоевываем от врагов... И Голынь град был велик и богат
вено... Это ведь Земля Волжеция (Волжская). И Ра-реки (Волга) Обе Половины
(есть) Сеете (Асеетия)... была.. землей Отцов наших... Эта земля наша и
пребудет во веки Русью.. И обрели (так) Скуфию Великую". [8, 9, 10].
Текст повествует о временах, начиная с
легендарного Кия, который идёт на булгар, чтобы возвратить некие приволжские
земли, ранее бывшие Остягетией, и возвращает их, как возвращает и земли, на
которых расположена сожжённая Дарием в 512 г. до н. э. в его походе на скифов
столица Русколани Голунь.
Постоянное упоминание термина Асеетия,
Сеетия, Остягетия как территории, расположенной на обеих берегах Ра-реки
(Волги), показывает, что Остягетия, она же Асеетия, она же Сеетия располагалась
вокруг Волги, вплоть до территории Северского Донца и Днепра. (Голунь
располагалась на реке Ворскла - левом притоке Днепра. А.К.). Тот факт, что
Остягетия наименована в тексте как Русколань, говорит о том, что одно
межплеменное государственное образование (Остягетия) сменилось другим
(Русколань).
На территории Русской равнины борусы и
русы, живущие чересполосно, освоили окрестности Днепра, основав на реке Ворскла
свою столицу город Голунь. В те времена борусы именовали свою страну Боруссия
или Борусколань, а русы ту же территорию совместного проживания называли
Русколань. По слову "боруссиен", как греки называли борусов, они
назвали и Днепр – Борисфеном, в буквальном переводе – река Борусов.
Об этих же народах писал Плиний Старший,
живший в 23 - 79 гг. н. э. [Кн. 4, глава 25, параграф 80]. " За Истром
(современный Дунай, А.К.) живут почти одни только скифы, но побережье занимают
разные народы: то геты, которых римляне называют даками, то сарматы, по
гречески - савроматы, и причисляемые к ним гемаксобы, или аорсы (борусы. А.К.),
то ненастоящие и происшедшие из рабов скифы, или троглодиты, затем аланы и
роксоланы (русы из Русколани. А.К.). Язиги-сарматы занимают расположенные более
высоко поля и равнины между Дунаем и Герцинским лесом вплоть до Паннонских
зимних стоянок в Карнунте и границы с
германцами, а теснимые последними даки - горы и лесистые места до реки Патиссы".
В данном тексте упомянуты интересующие
нас аорсы (борусы или совместно борусы и русы. А.К.), и роксоланы (русы из
Русколани. А.К.) аланы и языги (названные сарматами). Согласно "Велесовой
Книге" русы из Русколани враждовали с аланами, ушли на север (вероятно с
территории древней Комонии - Асеетии), и аланы не пускали их вернуться на земли
предков. Вероятно, некогда аланы и русы из Русколани были побратимами, но потом
побратимские связи были прерваны.
Постепенно борусы, т.е. западные
славяне, как они известны современным историкам, а идущие за ними и русы,
освоив бассейн Дона и Донца, ушли на запад к берегам Адриатики и Балтики, и
стали известны там как венды (венеты). На территории бассейна Дона сложилось
государственное образование Русколань, населённое русичами, а когда из своего
"Вавилонского житья" на территорию Русской равнины пришли скифы, им
были предоставлены для кочевий земли правобережья Днепра. У них сложилось
государственное образование под наименованием Киява, ставшая со временем
Киевской Русью. Русколань же, со временем стала именоваться Русью новгородской.
Саки остались проживать в Азиатских
степях стали, став со временем предками летописных половцев, с которыми
сражался Игорь в "Слове", а со временем части украинцев (казаки), так
и современных казахов (и сейчас проживающих в окрестностях озера Балхаш).
В 11-ом веке саки стали переселяться на
Русскую равнину, и стали расселяться на землях древнего русско-половецкого
государственного образования Комонии, именуя свою новую родину Куманией. Но к
этому времени их былые побратимы, русичи, уже приняли христианство, а о былом
побратимстве помнили только волхвы упразднённой ведической (именуемой
язычеством) веры предков.
В "Слове о полку Игореве"
написанной по нашему мнению верховным волхвом Руси, князем Игорем, нами
обнаружено косвенное упоминание двух государственных образований, рассказы о
которых есть в "Велесовой Книге". Это Комония и Асеетия (в контексте
- Сетия. А.К.). Асеетия упоминается следующим образом: "Начинаться (Пусть
же начнётся) Сетая (Сетовальная) (Ся-Неба)
эта песнь по былинам сего времени. [7. С. 175]. Вероятно, существовал
цикл сетовальных песен, рассказывающий о героях древней Остягетии - Сеетии,
которые так и именовались Сетыми или Сетовальными.
О Комонии сказано в тексте, посвящённом
князю Всеславу, бывшему волхвом: "На седьмом веек Траяновом...сваряжил
Всеслав жребий... От Комонии (древней страны предков, ставших Куманией,
Кубанью)... прискакал к граду Киеву" [7. С. 186].
Подобное упоминание, если будет
признано, позволяет нам выстроить исторический ряд: Эпос "Гэсэр",
"Велесова Книга", "Слово о полку Игореве".
В "Слове о полку Игореве"
интересен тот факт, что князь Игорь идёт сражаться с половцами, сам являясь
верховным волхвов. В нашей книге "Новое прочтение "Слова о полку
Игореве" (Александр Ковешников) мы высказываем версию, что половцы или
саки, в прошлом имели со славянами-русами отношения побратимства, а значит и
близкую веру.
Игорь, являясь волхвом намеревался найти
общий язык с волхвами половцев, что ему и удалось сделать при нахождении в
плену и совершении совместно с половецким волхвом побега. Добавим нашу версию,
что славянско-русская Комония первых веков до н. э. сначала став половецкой
Куманией, со временем, как нам представляется, преобразовалась в современную
Российскую Кубань. Получается ряд наименований: Комония - Кумания - Кубань.
Таким образом, нами выстроен
предварительный ряд письменных и устных источников по истории и культуре
народов Евразии, таких как славяне-русы и тибетцы-монголы-буряты, которые можно
объединить как источники, описывающие древнюю истории Евразии в следующих
временных рамках:
Эпос "Гэсэр" и "Велесова
Книга" описывают времена от 12 тысяч лет назад до около 4,0 – 2,0 тысяч
лет до н. э в сказочно-эпической форме, и "Велесова Книга" переходит
к хронологическому описанию событий со времени переселения русов на Карпаты.
"Слово о полку Игореве" описывает события в легендарно-эпической
форме от 1,0 – 0,5 тысяч лет до н. э. и хронологически от "Старого
Владимира", т.е. со времени крещения Руси до 1185-ого года, т.е. года
битвы между воинами князя Игоря с половцами-саками.
Теперь скажем несколько слов об общности
культуры славянского-русского народа и народов Евразии, авторов эпоса Гэсэр.
При сопоставлении эпоса "Гэсэр" и русских сказок
цикла о Змее Горыныче и Кощее Бессмертном обращают на себя внимание
многочисленные параллели, в частности, смерть Змея и Кощея в русских сказках и
Шестиглавого Мангуса [6] в тибетском варианте эпоса "Гэсэр" находится
в игле, которая помещена в яйце, а яйцо находится в шкатулке или ларце.
Жена Гэсэр-хана
Тумен-чжиргаланг в результате происков дядюшки Гэсэр-хана Цотона вынуждена
покинуть своего супруга и уйти к двенадцатиглавому Мангусу. Гэсэр-хан оседлал
своего вещего гнедого коня, и отправился на поиски своей любимой супруги.
Найдя ставку
Мангуса, Гэсэр-хан на своём гнедом вещем коне преодолевает ограду и является к
Тумен-чжиргаланг. Та плачет и просит его уйти. Но Гэсэр-хан решил остаться и
прячется в глубокую яму, которую его жена привалила каменной плитой, засыпала
землёй и на неё посадила свежую траву. Мангус при возвращении в свою ставку по
необычному поведению своих трёх коней и по запаху, который почуял он сам
предполагает, что где-то рядом появился Гэсэр-хан, но Тумен-чжиргаланг его в
этом разубеждает.
Вечером
Тумен-чжиргаланг выспрашивает у Мангуса, в чём заключена его смерть. Опустим те
подробности, которые не имеют параллелей в русских сказках и приведём ту,
которая соответствует некоторым русским сказкам: Вот что говорит о своей смерти
мангус: "Если одной стрелой убить трёх маралов, выходящих из трёх морей и
нежащихся на берегу, вынуть внутренности из среднего, достать оттуда золотой
ларец, отомкнуть его, взять из него большую медную иглу и переломить её - это,
пожалуй, значит, убить меня самого", - приблизительно так говорит Мангус.
Гэсэр-хан убивает все проявления Мангуса и освобождает Тумен-чжиргаланг.
В русских сказках
у Ивана-царевича трёхглавый Змей Горыныч (или Кощей Бессмертный) крадёт его
невесту. После долгих странствий Иван находит свою любимую. Та прячет его в
колодце. Вернувшийся домой Змей (или Кощей) чует, что в доме был Иван, но
невеста Ивана его в этом разуверяет. Она выспрашивает, где же находится смерть
Змея (Кощея Бессмертного) и узнаёт, что смерть в ларце, который на ветвях дуба,
а в ларце утка, в утке заяц, в нём яйцо, в яйце игла. Её переломить - умрёт
Змей (Кощей). Иван находит ларец, ломает иглу и убивает, тем самым, Змея
(Кощея).
Трёх- или
шестиглавй Змей сказок (или Кощей Бессмертный) - это Мангус тибетского
фольклора, преобразившийся в русских сказках в два персонажа. Роднит их то, что
они враги рода человеческого. Таким образом, можно сделать вывод о том, что
некоторые русские сказки имеют явные параллели с эпосом "Гэсэр". Если
объединить русский и монгольско-тибетский вариант, то перед нами предстоят
колдуны, владеющие оборотневой магией, умеющие внушить окружающим миф о своём
кажущемся бессмертии.
Если же рассмотреть с исторических
позиций приведённую К.С. Кузьминым [6] сказку о происхождении русского народа,
то получится следующее. В сказке китайский император изгоняет одну из своих жён
с её сыном, а с ними Богдо-гегэна (будущий породитель тибетского, монгольского
и русского народов. А.К.). Богдо-гегэн молился, а женщина ему прислуживала.
Однажды она пошла за водой и попросила святого присмотреть за сыном. Но мальчик
скоро убежал, а святой, устыдившись, что не углядел за мальчиком и, опасаясь,
что тот утонул, слепил другого мальчика из теста и вдохнул в него душу.
Вернулась женщина с сыном, и тут выяснилась ошибка Богдо-гегэна. Стало два
мальчика. Китайскому императору донесли об этом, и он решил, что жена ему
изменила и пошёл войной на Богдо-гегэна и на изгнанную им же жену.
Тогда Богдо-гегэн нарвал траву и
разбросал её вокруг себя. Трава превратилась в людей, которые и разбили войско
китайского императора. После этого, Богдо-гегэн поставил женщину управлять
этими людьми. Люди были с белыми, красными и жёлтыми волосами, так как именно
такой была трава, сорванная Богдо-гегэном. Под предводительством новой царицы
созданные Богдо-гегэном люди ушли на север и образовали там русский народ.
На основании вышеизложенного можно
сделать следующие выводы:
1.
Нами обрисованы геологические
предпосылки существовавшие некогда на территории Центральной Азии и
впоследствии высохшего Централь-Азиатского Внутреннего моря, географически
локализованного на территории Азиатского континента в районе нынешних пустынь
Гоби, Такла-Макан, окрестностях озера Балхаш хронологически существовавшего в
период времени от 10-ого тысячелетия до н. э. до 2-ого тысячелетия до н. э.
2.
Высказано предположение, что
это Центрально-Азиатское Внутреннее море постепенно высохло, первоначально
около 3 - 2-его тысячелетия до н.э. первоначально разделившись на три моря, для
которых предложены названия: Северное, Западное и Восточное.
3.
Земли, высыхающего дна моря,
наименовались "Срединными землями Сэгэн-Сэбдэга" в эпосе
"Гэсэр" и "Зелёным краем за морем" в "Велесовой
Книге".
4.
Персонажи тибетского варианта
эпоса "Цзуру-Гэсэр" Цзаса-Шикир, Рунса, возможно, являются
собирательными наименованиями и описанием длительной жизни трёх народов,
соответственно тибетцев-монголов-бурят, саков и ариев (русов). Возможно эти три
народа первоначально и жили вокруг трёх морей, но это предмет будущих
исследований.
5.
Эпос "Гэсэр",
"Велесова Книга" и "Слово о полку Игореве" имеют
исторические параллели. Они описывают времена:
-
Эпос "Гэсэр" и
"Велесова Книга" - историю совместного проживания предков
славян-русов и предков народов тибетско-монголо-бурятской группы в период
времени от 10-гог тысячелетия до н. э.
до 3 - 2-ого тысячелетия до н. э. в сказочно-эпической форме;
-
"Велесова Книга" в
том числе даёт переход к хронологическому описанию событий со времени
переселения русов на Русскую равнину (с центром – горами Карпат), т.е. с начала
1-ого тысячелетия до н.э..
-
"Слово о полку
Игореве" описывает события в легендарно-эпической форме от 1,0 – 0,5 тысяч
лет до н. э., и хронологически от "Старого Владимира", т.е. со
времени крещения Руси до 1185-ого года, т.е. года битвы между воинами князя
Игоря с половцами-саками.
6.
На примере нашей интерпретации
текстов эпоса бурятского, монгольского
и тибетского "Гэсэр", и нашего прочтения текстов "Велесовой
Книги" и "Слова о полку Игореве" показана этапность расселения
народов славяно-русской, сакской, и в меньшей степени,
тибетско-монгольско-бурятской групп. Показано временное и географическое
положение таких государственных образований славян и саков, как Комони-Кумания,
Остягетия-Асеетия,
Русколань-Боруссия-Новгородская Русь, Киява-Киевская Русь.
7.
Найдены элементы эпоса Гэсэр в
русских сказках, что может свидетельствовать о существовавших в древние времена
общности культурного развития славянского-русского и
бурятско-монголо-тибетского народов.
Данная работа ставит больше вопросов,
чем даёт ответов. Детализация времени существования и динамики очертаний
Центрально-Азиатского Внутреннего моря, его постепенного деления и высыхания,
совместная жизнь на берегу этого моря предков многих современных народов ещё
ждут своей детализации. Постепенно детализируя контуром намеченные материалы,
изложенные в данной работе автор планирует конкретно описать историю
Центральной Азии, древних государственных образований славянн-русов, саков и
народов тибестско-монголо-тибесткой группы от времени начала существования
Центрально-Азиатского Внутреннего моря и до настоящего времени.
Список использованных источников:
1.
Рерих Ю.Н. "По тропам
Срединной Азии" С. 3.
2.
Блаватская, Е.П. "Тайной
Доктрины" том 2. М., 1991.
3.
Гэсэр. Бурятский героический
эпос.(Пер. С. Липкина). М. , 10968. 278 с.
4.
"Велесова Книга".
(Пер. И. Асова, М., 1997. 314 с.
5.
Сокровенное сказание монголов.
(Пер. с монгольского У. - Р. Намжилова. Улан-Удэ, 1990. 318 с.
6.
"Сказание о милостивом
Гэсэр-хане, искоренители десяти зол в десяти странах света" (по материалам
тибетского варианта эпоса "Гэсэр". Составитель К.С. Кузьмин). 459 с.
7.
Новое прочтение "Слова о
полку Игореве". Ковешников А.Е., Новосибирск, 2000 г., 256 с.
8.
Ковешников А.Е. «Велесова
Книга» или «Спевы Тыя» (новое прочтение) в Трёх частях. Часть 1. 112 страниц формата А5. Томск,
Издательство «Пеленг», 2001.
9.
Ковешников А.Е. «Велесова
Книга» или «Спевы Тыя» (новое прочтение) в Трёх частях. Часть 2. 108 страниц формата А5. Томск,
Издательство «Пеленг», 2001.
10. Ковешников А.Е. «Велесова Книга» или «Спевы Тыя» (новое
прочтение) в Трёх частях. Часть 3. 108
страниц формата А5. Томск, Издательство «Пеленг», 2001.