Александр Ковешников

 

Геологические и географические предпосылки локализации высохшего в настоящее время Центрально-Азиатского Внутреннего моря и история проживание вокруг него славянского и некоторых азиатских народов на основе изучения эпоса Гэсэр, Велесовой книги и Слова о полку Игореве

 

В наступившем 21 веке поиски единства и общности культурных корней народов Евразии становятся всё более востребованными и привлекают всё большее внимание исследователей. В изучении данного вопроса в качестве источников могут быть рассмотрен эпос бурятского, монгольского и тибетского народов "Гэсэр", источник по истории славян "Велесова Книга" и наиболее известное произведение средневековой Руси "Слово о полку Игореве". Отправной точкой в наших исследованиях по поискам географического района некогда компактного проживания, а затем расселения народов Евразии нами избраны работы Ю.Н. Рериха и Е.П. Блаватской, ранее недостаточно привлекавшиеся при рассмотрении данного вопроса.

Известный ориенталист, специализирующийся на изучении культуры народов Центральной Азии, Юрий Николаевич Рерих, в своей книге "По тропам Срединной Азии" [1. С.3] писал: "Огромную, не имеющую внешнего стока область Внутренней Азии ограничивают с юга могучие Трансгималаи и унылые высокогорья Каракорума. К северу простираются Алтай и горные цепи Сибирской низменности. К востоку и западу от этого огромного бессточного бассейна лежат бесконечные пустынные просторы великой монгольской Гоби и степей Средней Азии."

Об этом же районе наша великая соотечественница Елена Петровна Блаватская, которая в середине 19-ого века неоднократно посещала и длительно жила в Индии, и, по некоторым данным, имела доступ к письменным источникам по истории и культуре народов Востока, недоступным не только её современникам, но и не ставшим пока объектом изучения современных учёных, в предисловии ко второму тому "Тайной Доктрины" [2. С.5] говоря о народах Евразии писала, что эти народы: "...имели... легенду о Потопе, преобразившем нынешнюю пустыню Гоби в море в последний раз около 10000 или 12000 лет назад и вытеснившим многих Ноев с их семьями на окружающие горы".

            Если внимательно изучить географические карты Евразии, то действительно, на территории современной пустыни Гоби и прилегающих районов в современном рельефе многое указывает на то, что они некогда были дном моря, в том числе наличие огромных пониженных участков рельефа, локализованных в районе, простирающемся от озера Тенгиз или озера Балхаш на западе до долин рек Керулен и Аргунь и озёр Далайнор (Кулун-Нур) и Буир-Нур, из которых берёт начало река Керулен. на востоке, и от окрестностей озера Балхаш на севере до пустыни Такла-Макан на юге.  Море имело ярко выраженное широтное простирание. и разделялось в центральной своей части на два рукава, обтекающих отроги Тянь-Шаня.

Существование озера Балхаш на северо-западе, озера Лобнор и Турфанской впадины в центральной части и озёра Гашун-Нур и Сого-Нур на востоке этой территории также косвенно указывает на возможность существования такого моря в прошлом. Море простиралось от подножия Восточного Хингана до района, где сейчас расположено озеро Лобнор и Турфанская впадина. Там оно разветвлялось, обтекая отроги Тянь-Шаня. Один рукав простирался на северо-запад в сторону современных озёр Балхаш Тенгиз, а второй протягивался на запад и северо-запад в сторону пустыни Такла-Макан.

Если принять за отправную точку возникновения этого Внутреннего моря данные Е.П. Блаватской, с учётом того, что первоисточники по истории Евразии до сих пор не доступны учёным, то получается, что Центрально-Азиатское Внутреннее море, назовём его так,  начало своё существование около 10 - 12 тысяч лет назад во время природной катастрофы, описанной в Библии как "Всемирный потоп".

В те времена северные территории Евразии были покрыты  огромными толщами льдов, о существовании которых сейчас нам напоминают только зоны вечной мерзлоты - подножия этих, ныне растаявших ледников.  Во времена "Всемирного потопа", по данным, приведённым Е.П. Блаватской, произошло смещение полюсов и бывшие некогда приполярными, огромные территории Евразии в достаточно короткий период времени оказались в совершенно других климатических условиях. Началось бурное таяние ледников, известное в мировой культуре и описанное в Библии как Всемирный Потоп. На территории Азии воды тающих ледников стекали в бессточный бассейн Центральной Азии и формировали вычисленное нами Центрально-Азиатское Внутреннее море.

Население, проживающее на территории, как писала Е.П. Блаватская, было вынуждено осваивать для жизни горы и возвышенности, примыкающие к формируемому морю.

Приблизительные размеры этого моря, считая в километрах от озера Лобнор - на восток - 2600 км, на северо-запад - 1600 км, и на запад 800 км. Вероятно, в горах по его периметру проживали предки многих народов современной Евразии длительное время ведя тяжелую борьбу за физическое выживание.

Пока ледники ещё существовали, воды от их таяния скатывались в это Центрально-Азиатское Внутреннее море и этот период, вероятно, затянулся на несколько тысячелетий, море существовало приблизительно в тех границах, которые мы очертили.

Ко времени полного исчезновения остатков ледников сформировалась современная гидрографическая сеть, и реки Сибири понесли свои воды в Ледовитый океан. Подобное изменение ситуации выразилось для Центрально-Азиатского Внутреннего моря в том, что в него перестало поступать достаточное количество воды, и оно начало постепенно высыхать и на территории Центральной Азии сформировались ландшафты, близкие к современным.

Если внимательно изучить рельеф дна Центрально-Азиатского Внутреннего моря, то мы можем предположить, что оно сначала разделилось на три моря, и первоначально обнажилось дно в районе современного озера Лобнор и Турфанской впадины.

Возникло три моря, назовём их Северным (окрестности озёр Балхаш, Тенгиз и Зайсан), Западным (район пустыни Такла-Макан) и Восточным (рукав в сторону Восточного Хингана).

Низинный участок суши, разделивший эти три моря, вероятно, имел множество мелких озёр и периодически обводнялся в паводки. В целом, эта территория представляла собой оазис из буйных трав и кустарников, с обилием  мелких озёр, полных рыбы и водоплавающей дичи. Подобный благодатный для жизни и разведения скота участок, вероятно, не мог не вызвать к себе повышенного интереса со стороны жителей окрестных гор, что могло привести к войнам за владение этими землями.

В процессе прогрессирующей засухи, описанные нами три моря постепенно уменьшились в размерах и в конце концов окончательно высохли. Но вначале, вероятно всё-таки это произошло с  Восточным и Западным морями, а Северное море, в силу своего более выгодного географического и гидрологического расположения уменьшалось медленнее и просуществовало дольше и даже упоминается в Сокровенном сказании монголов [5. Стр. 12].

Все народы, которые ранее кочевали со своими стадами скота вокруг всех трёх морей либо расселились по территории Азии, как это произошло с ариями-индусами, либо постепенно смещались на ту равнинную территорию, которая постепенно освобождалась при уменьшении Северного моря.

Район окрестностей озера Балхаш и стал конечной точкой высыхания Центрально-Азиатского Внутреннего моря и на повестку дня встал вопрос о том, что сформировавшийся ландшафт уже не мог прокормить скопившегося на этой территории населения. Встал вопрос или о переселении на новые земли, или о ведении войны на выживание. Территория, окружающая озеро Балхаш сейчас, именуется Семиречьем. Возможно, это обобщенное название отражает  географически более крупную территорию, и имеет более глубокий смысл, чем просто констатация наличия в окрестностях семи рек.

А теперь обратимся к эпосу "Гэсэр" и "Велесовой Книге" с попыткой найти подтверждение нарисованной нами картины.

В первые тысячелетия существования Центрально-Азиатского Внутреннего моря   огромные равнинные пространства были залиты водами моря, на окружающих горах проживали немногочисленные тогда из-за скудости пропитания, предки многих современных народов. Они пасли скот, растили своих детей и боролись за выживание.

Если рассматривать эпос "Гэсэр" [3] и "Велесову Книгу" [4, 8, 9, 10] как исторические сочинения, вобравшие в себя в спрессованном виде рассказ о событиях многотысячелетней истории народов, их создавших, а персонажей и события увидеть не только как нравственный и воспитательный свод традиций, верований и героической истории, то можно за казалось бы сказочными и мифологическими событиями увидеть некие исторические факты, описанные в возвышенно-сказочной и эпической манере.

Сражение Западных и Восточных богатырей за некие Срединные земли, описанные в эпосе "Гэсэр", кроме философского значения, содержат сведения о каких-то конкретных фактах истории. Возможно, здесь описаны войны между обитателями гористых окрестностей Западного и Восточного морей, за равнинные земли, разделившие начавшее усыхать Внутреннее море.

В эпосе "Гэсэр" Срединное царство Сэгэн-Сэбдэга, на наш взгляд является описанием того срединного участка суши, который разделил былое море на три обособленных водных бассейна, и как раз к такому географическому объекту наиболее подходит определение Срединный.

Эти Срединные земли стали оспаривать Богатыри Восточных и Западных небес (читай - высокогорий). Если принять, что здесь под небесами подразумеваются горы, окружающие моря, то здесь описаны жители гористых районов, расположенных к востоку и западу от вычисленного нами обнажившегося участка морского дна, ставшего участком, удобным для скотоводства.

Персонажи эпоса Гэсэр Хан-Хурмас и Атай-Улан являются предводителями воюющих кланов, а может быть и прародителями народов, которые начали войну. В победе западных богатырей над восточными отражены, таким образом, исторические события, которые могли произойти не ранее начала усыхания Внутреннего моря. Это событие могло начаться в последней трети вычлененного нами, вслед за Е.П. Блаватской, периода, т.е. около 3 - 2 тысяч лет до н. э.

Нам представляется, что именно описанное выше Центрально-Азиатское Внутреннее море упомянуто в "Сокровенном сказании монголов" [5. С.12] в следующем контексте: "Предком Чингисхана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они переплыв Тенгис (внутреннее море)." Внутреннее море упоминается  в эпосе "Гэсэр" "Внешний залив внутреннего моря" [3].

Вот некоторые из текстов эпоса "Гэсэр", в которых встречается упоминание земель и народов, которые, по нашему мнению, проживали в окрестностях Центрально-Азиатского Внутреннего моря в период начала его прогрессирующего высыхания:

 

 " В незабвенное это время

    Утверждаться начало племя

    Белых Западных небожителей,

    В это время на небе Восточном

    Становилось мощным и прочным

    Государство чёрных воителей...

    У Сэгэн-Сэбдэга...

    Над Владением Срединным...

    Хан-Хурмас и Атай-Улан...

    Ханы трижды прошли вокруг

    Мирозданья нового, юного"

(Речь о новых, выступивших со дна моря Срединных землях. А.К.) [3. С. 32 – 33].

 

  "Три вождя трёх племён земли

    Племена свои привели

    К перевалу горы Сумбэр" [3. С. 129].

 

О Гэсэр-хане:              "Он добрался до моря Мунхэ,

                                         До своей долины Морэн

                                         До реки Хатан Многопенной". [3. С. 163].

 

И в "Велесовой Книге", скорее всего, именно о территории Центрально-Азиатского Внутреннего моря говорится: "Сотворились Роды Тыевые (славян-русов) в Семиречье, где обитовали За Морем в Крае Зелёном, когда скотоводствовали." (Здесь Семиречье, это, предположительно, земли к югу от озера Балхаш, а Море - то из трёх морей, для которого мы предложили название - Северное.

            Таким образом, эпос "Гэсэр" и "Велесова Книга" предположительно повествуют о событиях, которые происходили вокруг Центрально-Азиатского Внутреннего моря за всю историю его существования. Вероятно, в районе Срединных земель а также на примыкающих к ним территориях трёх усыхающих морей какое-то время обитало множество народов. Но по мере обезвоживания описанной нами территории проживание большого количества населения, занимающегося скотоводством в Срединных землях стало невозможно, и началась эпоха переселения народов.

Возможно, что и до описываемых нами событий из района Центральной Азии в сторону Европы уходили волна за волной группы переселяющихся народов, но именно с окончательным засыханием трёх морей связаны события, описанные в эпосе "Гэсэр" в легендарной форме. На это косвенно указывает пустынность земель, по которым путешествует Гэсэр.

В "Велесовой Книге" [4, 8, 9, 10] имена героев повествования является наименованием народов. Кий, Щек и Хорив, известные нам из русских летописей как братья - основатели Киева, скорее всего - обобщённый образ трёх славянских народов, названных по именам их наиболее прославленных вождей. В "Велесовой Книге" Кий - это русы; Щек - чехи, Хорив - хорваты. Правомочно предположить, что имена братьев, описанных в эпосе "Гэсэр" также являются наименованиями трёх народов. В тибетском варианте эпоса "Гэсэр" [6] описана жизнь и взаимоотношения трёх братьев, чьи имена: Цзаса-Шикир; Цзуру-Гэсэр и Рунса.  Цзаса и Рунса являются сыновьями матери, к которой их общий отец особенно расположен. Она балует своих сыновей, и плохо кормит сына другой женщины, Цзуру-Гэсэра. 

Про Цзуру и Рунсу выскажем предположение, что это первопредки двух народов, относительно которых мы ведём исследование. Цзаса-Шикир, по нашему мнению, это первопредок саков, Цзуру, это и есть Гэсэр-хан, (первопредок народов тибетско-монгольско-бурятской группы), а Рунса, возможно является прародителем арийских народов (в том числе и русского). Имя Рунса можно проинтерпретировать как "Ариунса-Ариус-Урус", и как "Рус", которое можно рассматривать как производное от слова "Арий - Ариус". В эпосе "Гэсэр" Цзуру становится героем, а Рунса выставлен как простоватый, но честный человек, исправно сообщающий их общему отцу по имени Санлун о проделках Цзуру. Так как ссоры между Цзуру и Рунсой начинаются из-за скота, то, возможно, что таким образом показаны ссоры между предками народов тибестко-монгольско-бурятской группы, именуемых в "Велесовой Книге" гуннами и славян-русов по поводу пастбищ, на которых они пасли свой скот.

В славянской "Велесовой Книге" в рассказах о временах седой старины описывают одинокое проживание первопредка по имени Богумир, имеющего жену Божественного происхождения.

Сыном Богумира является Орей (он же Арий, он же Ирий) - первопредок всех ариев, в данном случае ариев-индусов (Арий), ариев-персов (Ирий) и ариев-славян (Орей).

И уже сыновьями Орея являются три сына, имена которых соответствуют именам народов; Кий - русы, Щек (Пашек) - чехи и Хорив (Горовато) - хорваты.

У Отца Орея описан брат по имени Кисек  (варианты - Кышек, Кисько), являющийся, по нашему мнению первопредком саков. В эпосе "Гэсэр" ему, вероятно, соответствует Цзаса-Шикир.  

Столкновения предков гуннов с предками славян-русов, описанных  в "Велесовой Книге" следующим образом (текст приводится с сокращениями): [Здесь и далее нумерация текстов дана по [4]. Дощечка П 4г]. "B вот что Орей, стар Отец изрек: "Пойдем из земель этих, где гуннские наших братарей убивают. Скот наш крадут и детей убивают". И так, как Стар Отец предрек, и перетекаем, перекочевываем в иные земли, каковые истекают медом и  молоком. И объявленные сыновья трое Орея были - Кий, Пашек и Горовато, от которых три славянских племени произошли ... Шли до Горы Великой... Там ведь возвысился Кий, ибо был Старейшиной Киявы. От того возникла Русь. ...крови стоил тот исход... гунны не брезговали злом. И перекочевывали, куда Орей предрёк". [8, 9, 10]. Здесь упоминается государственное образование Киява, ставшее со временем Киевской Русью.

Согласно нашей версии, составленной после глубокого изучения текстов "Велесовой Книге" и "Слову о полку Игореве" [7], переселение славян-русов можно представить в следующем виде Первоначальные тексты рассказывают об обособленном проживании первопредков, затем кратко упоминается проживание в "Зелёном крае, за Морем" [8, 9, 10]. Возможно это гипотетически предложенные нами Срединные земли, разделяющие три моря.

Славяне именуют себя детьми Отца Орея, ариями. Потом следует упоминание о расселении. Здесь арии славяне-русы и арии пастухи-персы, именуемые ирианцами (детьми Ирия), уходят на территорию Иранского нагорья и гор Загогриа (современные горы Загрос), где разделяются.

Персы-ирианцы остаются жить на Иранском нагорье, славяне-русы, осваивают Кавказ и Предкавказье, где создают государственное образование называемое ими Комонией, от слова Комонь - боевой княжеский конь. Это государственное образование известно современным историкам как Ману. Затем часть жителей Комонии, получившая впоследствии наименование "скифы" направляется на территорию Двуречья, и Сирии.

Они поступают в качестве воинов на службу в государстве Ассирия, и постепенно переселяются в окрестностях города Вавилона. При распаде Ассирии они оказываются на территории Ново-Вавилонского царства, терпят лишения и притеснения, от которых их освобождает персидский царь Кир, предоставив возможность идти куда им пожелается. Они откочёвывают на Русь и образуют государство Киява, которое упоминалось выше.

Вот как в Велесовой Книге говорится о Комонии: [Дощечка I 2а]. "Предсказано ведь от Старых часов, что будем объединены с иными (народами), и сотворим... (землю) великую... Обретём Русколань нашу в Голунь, и три  сотни городов и селища.. Венды! (Западные славяне. А.К.) Возвратитесь до земель наших в степи древние! Это ведь Тыя Земли (земли Руси) беде разверзлись. И Комония поглощена, так как извы-языги обретают (побеждают) сыновей Тыя.. . Комония - Праотцов ведь земля" [8, 9, 10].

Речь, по нашему мнению, идёт о событиях, предшествующих сожжению Голуни, случившемся в 512 г. до н. э. во время похода Дария на скифов. Речь о временах, когда борусы, они же венды, отделились от славян-русов и ушли на запад. В обращении к вендам упоминается Комония, уничтоженная извами, или языгами. Не имея возможности привести точную датировку событий, мы можем говорить о них относительно одного к другому. Комония существовала предположительно до основания Голуни, которая ко времени сожжения существовала уже около 4 веков.

Другая, и наиболее значительная часть славян, которые именуют себя борусами и русами, совместно с их побратимами саками остаётся жить в окрестностях озера Балхаш, именуя эти земли Семиречьем. От них обособляются и кочуют отдельно предки гуннов. Если перейти на язык эпоса "Гэсэр" в нашем прочтении, то все трое братьев Цзуру-Гэсэр (гунны), Рунса (борусы и русы) и Цзаса-Шикир (саки) начинают существовать обособленно, хотя борусы, русы и саки сохраняют отношения побратимства. Они создали государственное образование с подвижными границами,

Оно простиралось, возможно, на территории от Забайкалья до Кавказа. Это могут косвенно подтвердить упоминания арийских имён в названиях на этой территории. Озеро Орей в Читинской области, гора Борус в Хакасии, наименование гор Урал. Современники запомнили это государственное образование под наименованием народа массагетов. Славяне именовали это государство, по нашей реконструкции,  Остягетия. Это название со временем трансформировалось в Асеетия (наиболее близко по звучанию название современной Осетии). Но на этой же территории чересполосно с борусами, русами и саками проживали гунны, которые, также считали эту территорию своей страной.

Мирная жизнь закончилась распрей, устроенной гуннами о "устройстве своей земли". На языке эпоса "Гэсэр" это Цзуру-Гэсэр поссорился из-за скота со своим братом по отцу Рунсой. Борусы, а за ними русы стали постепенно переселяться на территорию Кавказа, на территорию Комонии, перенеся на эти земли название своей страны - Остягетия (Асеетия, Сеетия, Осетия). Саки остались на Азиатской территории.

Вот, что написано о Остягетии-Асеетии в Велесовой Книге: [Дощечка I 6а]. "И вот пребывали Тыевые князья Славень с братарем ему Скифом. И вот война сотворилась великая в Сеетии (Асеетии) Отцов. И Сеетиевые (Асеетиевые) изрекли, решили: "Идём в земли ильмерские"... (с предгорий Кавказа на территорию Русской равнины. А.К.). По сему откочевали на север, и там...  город Славень основал. (Будущий Новгород. А.К.) А... брат его Скиф у Моря пребывал...  были, война великая за Сеетию и раззорения, суровые сражения те на обе половины от Дону, до Горы Русичей и до хопров Карпатских". [8, 9, 10].

И в другом тексте: [Дощечка III 34]. "То вот князю Кию на ум запало сходить (походом) на болгар... И так вот Голунь, град русский отобрали ибо был тот... в Донской земле. Так Осетеевые (Остягетиевые) края возвратили и русичами населили..  И так вот Земля наша Остезе (Остягетия) стала (известна всем) от края и до края как Русколань, И пребудет. Это ведь Даяние Божье мы отвоевываем от врагов... И Голынь град был велик и богат вено... Это ведь Земля Волжеция (Волжская). И Ра-реки (Волга) Обе Половины (есть) Сеете (Асеетия)... была.. землей Отцов наших... Эта земля наша и пребудет во веки Русью.. И обрели (так) Скуфию Великую". [8, 9, 10].

Текст повествует о временах, начиная с легендарного Кия, который идёт на булгар, чтобы возвратить некие приволжские земли, ранее бывшие Остягетией, и возвращает их, как возвращает и земли, на которых расположена сожжённая Дарием в 512 г. до н. э. в его походе на скифов столица Русколани Голунь.

Постоянное упоминание термина Асеетия, Сеетия, Остягетия как территории, расположенной на обеих берегах Ра-реки (Волги), показывает, что Остягетия, она же Асеетия, она же Сеетия располагалась вокруг Волги, вплоть до территории Северского Донца и Днепра. (Голунь располагалась на реке Ворскла - левом притоке Днепра. А.К.). Тот факт, что Остягетия наименована в тексте как Русколань, говорит о том, что одно межплеменное государственное образование (Остягетия) сменилось другим (Русколань). 

На территории Русской равнины борусы и русы, живущие чересполосно, освоили окрестности Днепра, основав на реке Ворскла свою столицу город Голунь. В те времена борусы именовали свою страну Боруссия или Борусколань, а русы ту же территорию совместного проживания называли Русколань. По слову "боруссиен", как греки называли борусов, они назвали и Днепр – Борисфеном, в буквальном переводе – река Борусов.

Об этих же народах писал Плиний Старший, живший в 23 - 79 гг. н. э. [Кн. 4, глава 25, параграф 80]. " За Истром (современный Дунай, А.К.) живут почти одни только скифы, но побережье занимают разные народы: то геты, которых римляне называют даками, то сарматы, по гречески - савроматы, и причисляемые к ним гемаксобы, или аорсы (борусы. А.К.), то ненастоящие и происшедшие из рабов скифы, или троглодиты, затем аланы и роксоланы (русы из Русколани. А.К.). Язиги-сарматы занимают расположенные более высоко поля и равнины между Дунаем и Герцинским лесом вплоть до Паннонских зимних стоянок в Карнунте и границы  с германцами, а теснимые последними даки - горы и лесистые места  до реки Патиссы".

В данном тексте упомянуты интересующие нас аорсы (борусы или совместно борусы и русы. А.К.), и роксоланы (русы из Русколани. А.К.) аланы и языги (названные сарматами). Согласно "Велесовой Книге" русы из Русколани враждовали с аланами, ушли на север (вероятно с территории древней Комонии - Асеетии), и аланы не пускали их вернуться на земли предков. Вероятно, некогда аланы и русы из Русколани были побратимами, но потом побратимские связи были прерваны.

Постепенно борусы, т.е. западные славяне, как они известны современным историкам, а идущие за ними и русы, освоив бассейн Дона и Донца, ушли на запад к берегам Адриатики и Балтики, и стали известны там как венды (венеты). На территории бассейна Дона сложилось государственное образование Русколань, населённое русичами, а когда из своего "Вавилонского житья" на территорию Русской равнины пришли скифы, им были предоставлены для кочевий земли правобережья Днепра. У них сложилось государственное образование под наименованием Киява, ставшая со временем Киевской Русью. Русколань же, со временем стала именоваться Русью новгородской.

Саки остались проживать в Азиатских степях стали, став со временем предками летописных половцев, с которыми сражался Игорь в "Слове", а со временем части украинцев (казаки), так и современных казахов (и сейчас проживающих в окрестностях озера Балхаш).

В 11-ом веке саки стали переселяться на Русскую равнину, и стали расселяться на землях древнего русско-половецкого государственного образования Комонии, именуя свою новую родину Куманией. Но к этому времени их былые побратимы, русичи, уже приняли христианство, а о былом побратимстве помнили только волхвы упразднённой ведической (именуемой язычеством) веры предков.

В "Слове о полку Игореве" написанной по нашему мнению верховным волхвом Руси, князем Игорем, нами обнаружено косвенное упоминание двух государственных образований, рассказы о которых есть в "Велесовой Книге". Это Комония и Асеетия (в контексте - Сетия. А.К.). Асеетия упоминается следующим образом: "Начинаться (Пусть же начнётся) Сетая (Сетовальная) (Ся-Неба)  эта песнь по былинам сего времени. [7. С. 175]. Вероятно, существовал цикл сетовальных песен, рассказывающий о героях древней Остягетии - Сеетии, которые так и именовались Сетыми или Сетовальными.

О Комонии сказано в тексте, посвящённом князю Всеславу, бывшему волхвом: "На седьмом веек Траяновом...сваряжил Всеслав жребий... От Комонии (древней страны предков, ставших Куманией, Кубанью)... прискакал к граду Киеву" [7. С. 186].

Подобное упоминание, если будет признано, позволяет нам выстроить исторический ряд: Эпос "Гэсэр", "Велесова Книга", "Слово о полку Игореве".

В "Слове о полку Игореве" интересен тот факт, что князь Игорь идёт сражаться с половцами, сам являясь верховным волхвов. В нашей книге "Новое прочтение "Слова о полку Игореве" (Александр Ковешников) мы высказываем версию, что половцы или саки, в прошлом имели со славянами-русами отношения побратимства, а значит и близкую веру.

Игорь, являясь волхвом намеревался найти общий язык с волхвами половцев, что ему и удалось сделать при нахождении в плену и совершении совместно с половецким волхвом побега. Добавим нашу версию, что славянско-русская Комония первых веков до н. э. сначала став половецкой Куманией, со временем, как нам представляется, преобразовалась в современную Российскую Кубань. Получается ряд наименований: Комония - Кумания - Кубань.

Таким образом, нами выстроен предварительный ряд письменных и устных источников по истории и культуре народов Евразии, таких как славяне-русы и тибетцы-монголы-буряты, которые можно объединить как источники, описывающие древнюю истории Евразии в следующих временных рамках:

Эпос "Гэсэр" и "Велесова Книга" описывают времена от 12 тысяч лет назад до около 4,0 – 2,0 тысяч лет до н. э в сказочно-эпической форме, и "Велесова Книга" переходит к хронологическому описанию событий со времени переселения русов на Карпаты. "Слово о полку Игореве" описывает события в легендарно-эпической форме от 1,0 – 0,5 тысяч лет до н. э. и хронологически от "Старого Владимира", т.е. со времени крещения Руси до 1185-ого года, т.е. года битвы между воинами князя Игоря с половцами-саками.

Теперь скажем несколько слов об общности культуры славянского-русского народа и народов Евразии, авторов эпоса Гэсэр.

При сопоставлении  эпоса "Гэсэр" и русских сказок цикла о Змее Горыныче и Кощее Бессмертном обращают на себя внимание многочисленные параллели, в частности, смерть Змея и Кощея в русских сказках и Шестиглавого Мангуса [6] в тибетском варианте эпоса "Гэсэр" находится в игле, которая помещена в яйце, а яйцо находится в шкатулке или ларце.

Жена Гэсэр-хана Тумен-чжиргаланг в результате происков дядюшки Гэсэр-хана Цотона вынуждена покинуть своего супруга и уйти к двенадцатиглавому Мангусу. Гэсэр-хан оседлал своего вещего гнедого коня, и отправился на поиски своей любимой супруги.

Найдя ставку Мангуса, Гэсэр-хан на своём гнедом вещем коне преодолевает ограду и является к Тумен-чжиргаланг. Та плачет и просит его уйти. Но Гэсэр-хан решил остаться и прячется в глубокую яму, которую его жена привалила каменной плитой, засыпала землёй и на неё посадила свежую траву. Мангус при возвращении в свою ставку по необычному поведению своих трёх коней и по запаху, который почуял он сам предполагает, что где-то рядом появился Гэсэр-хан, но Тумен-чжиргаланг его в этом разубеждает.

Вечером Тумен-чжиргаланг выспрашивает у Мангуса, в чём заключена его смерть. Опустим те подробности, которые не имеют параллелей в русских сказках и приведём ту, которая соответствует некоторым русским сказкам: Вот что говорит о своей смерти мангус: "Если одной стрелой убить трёх маралов, выходящих из трёх морей и нежащихся на берегу, вынуть внутренности из среднего, достать оттуда золотой ларец, отомкнуть его, взять из него большую медную иглу и переломить её - это, пожалуй, значит, убить меня самого", - приблизительно так говорит Мангус. Гэсэр-хан убивает все проявления Мангуса и освобождает Тумен-чжиргаланг.

В русских сказках у Ивана-царевича трёхглавый Змей Горыныч (или Кощей Бессмертный) крадёт его невесту. После долгих странствий Иван находит свою любимую. Та прячет его в колодце. Вернувшийся домой Змей (или Кощей) чует, что в доме был Иван, но невеста Ивана его в этом разуверяет. Она выспрашивает, где же находится смерть Змея (Кощея Бессмертного) и узнаёт, что смерть в ларце, который на ветвях дуба, а в ларце утка, в утке заяц, в нём яйцо, в яйце игла. Её переломить - умрёт Змей (Кощей). Иван находит ларец, ломает иглу и убивает, тем самым, Змея (Кощея).

Трёх- или шестиглавй Змей сказок (или Кощей Бессмертный) - это Мангус тибетского фольклора, преобразившийся в русских сказках в два персонажа. Роднит их то, что они враги рода человеческого. Таким образом, можно сделать вывод о том, что некоторые русские сказки имеют явные параллели с эпосом "Гэсэр". Если объединить русский и монгольско-тибетский вариант, то перед нами предстоят колдуны, владеющие оборотневой магией, умеющие внушить окружающим миф о своём кажущемся бессмертии.

Если же рассмотреть с исторических позиций приведённую К.С. Кузьминым [6] сказку о происхождении русского народа, то получится следующее. В сказке китайский император изгоняет одну из своих жён с её сыном, а с ними Богдо-гегэна (будущий породитель тибетского, монгольского и русского народов. А.К.). Богдо-гегэн молился, а женщина ему прислуживала. Однажды она пошла за водой и попросила святого присмотреть за сыном. Но мальчик скоро убежал, а святой, устыдившись, что не углядел за мальчиком и, опасаясь, что тот утонул, слепил другого мальчика из теста и вдохнул в него душу. Вернулась женщина с сыном, и тут выяснилась ошибка Богдо-гегэна. Стало два мальчика. Китайскому императору донесли об этом, и он решил, что жена ему изменила и пошёл войной на Богдо-гегэна и на изгнанную им же жену.

Тогда Богдо-гегэн нарвал траву и разбросал её вокруг себя. Трава превратилась в людей, которые и разбили войско китайского императора. После этого, Богдо-гегэн поставил женщину управлять этими людьми. Люди были с белыми, красными и жёлтыми волосами, так как именно такой была трава, сорванная Богдо-гегэном. Под предводительством новой царицы созданные Богдо-гегэном люди ушли на север и образовали там русский народ.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.      Нами обрисованы геологические предпосылки существовавшие некогда на территории Центральной Азии и впоследствии высохшего Централь-Азиатского Внутреннего моря, географически локализованного на территории Азиатского континента в районе нынешних пустынь Гоби, Такла-Макан, окрестностях озера Балхаш хронологически существовавшего в период времени от 10-ого тысячелетия до н. э. до 2-ого тысячелетия до н. э.

2.      Высказано предположение, что это Центрально-Азиатское Внутреннее море постепенно высохло, первоначально около 3 - 2-его тысячелетия до н.э. первоначально разделившись на три моря, для которых предложены названия: Северное, Западное и Восточное.

3.      Земли, высыхающего дна моря, наименовались "Срединными землями Сэгэн-Сэбдэга" в эпосе "Гэсэр" и "Зелёным краем за морем" в "Велесовой Книге".

4.      Персонажи тибетского варианта эпоса "Цзуру-Гэсэр" Цзаса-Шикир, Рунса, возможно, являются собирательными наименованиями и описанием длительной жизни трёх народов, соответственно тибетцев-монголов-бурят, саков и ариев (русов). Возможно эти три народа первоначально и жили вокруг трёх морей, но это предмет будущих исследований.

5.      Эпос "Гэсэр", "Велесова Книга" и "Слово о полку Игореве" имеют исторические параллели. Они описывают времена:  

-         Эпос "Гэсэр" и "Велесова Книга" - историю совместного проживания предков славян-русов и предков народов тибетско-монголо-бурятской группы в период времени от 10-гог тысячелетия до н. э.  до 3 - 2-ого тысячелетия до н. э. в сказочно-эпической форме;

-         "Велесова Книга" в том числе даёт переход к хронологическому описанию событий со времени переселения русов на Русскую равнину (с центром – горами Карпат), т.е. с начала 1-ого тысячелетия до н.э.. 

-         "Слово о полку Игореве" описывает события в легендарно-эпической форме от 1,0 – 0,5 тысяч лет до н. э., и хронологически от "Старого Владимира", т.е. со времени крещения Руси до 1185-ого года, т.е. года битвы между воинами князя Игоря с половцами-саками.

6.      На примере нашей интерпретации текстов эпоса  бурятского, монгольского и тибетского "Гэсэр", и нашего прочтения текстов "Велесовой Книги" и "Слова о полку Игореве" показана этапность расселения народов славяно-русской, сакской, и в меньшей степени, тибетско-монгольско-бурятской групп. Показано временное и географическое положение таких государственных образований славян и саков, как Комони-Кумания, Остягетия-Асеетия,  Русколань-Боруссия-Новгородская Русь, Киява-Киевская Русь.

7.      Найдены элементы эпоса Гэсэр в русских сказках, что может свидетельствовать о существовавших в древние времена общности культурного развития славянского-русского и бурятско-монголо-тибетского народов.

 

Данная работа ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Детализация времени существования и динамики очертаний Центрально-Азиатского Внутреннего моря, его постепенного деления и высыхания, совместная жизнь на берегу этого моря предков многих современных народов ещё ждут своей детализации. Постепенно детализируя контуром намеченные материалы, изложенные в данной работе автор планирует конкретно описать историю Центральной Азии, древних государственных образований славянн-русов, саков и народов тибестско-монголо-тибесткой группы от времени начала существования Центрально-Азиатского Внутреннего моря и до настоящего времени.

 

Список использованных источников:

1.      Рерих Ю.Н. "По тропам Срединной Азии" С. 3.

2.      Блаватская, Е.П. "Тайной Доктрины" том 2. М., 1991.

3.      Гэсэр. Бурятский героический эпос.(Пер. С. Липкина). М. , 10968. 278 с.

4.      "Велесова Книга". (Пер. И. Асова, М., 1997. 314 с.

5.      Сокровенное сказание монголов. (Пер. с монгольского У. - Р. Намжилова. Улан-Удэ, 1990. 318 с.

6.      "Сказание о милостивом Гэсэр-хане, искоренители десяти зол в десяти странах света" (по материалам тибетского варианта эпоса "Гэсэр". Составитель К.С. Кузьмин).  459 с.

7.      Новое прочтение "Слова о полку Игореве". Ковешников А.Е., Новосибирск, 2000 г., 256 с.

8.      Ковешников А.Е. «Велесова Книга» или «Спевы Тыя» (новое прочтение) в Трёх частях.  Часть 1. 112 страниц формата А5. Томск, Издательство «Пеленг», 2001.

9.      Ковешников А.Е. «Велесова Книга» или «Спевы Тыя» (новое прочтение) в Трёх частях.  Часть 2. 108 страниц формата А5. Томск, Издательство «Пеленг», 2001.

10.  Ковешников А.Е. «Велесова Книга» или «Спевы Тыя» (новое прочтение) в Трёх частях.  Часть 3. 108 страниц формата А5. Томск, Издательство «Пеленг», 2001.

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz