Глава 3. «Анализ изображений человека в «выворотной»
позиции».
В этой главе диссертации приходилось
оперировать такими, казалось бы, неприемлемыми для древнекаменного века понятиями,
как «позиции и законы классического танца», «техника классического танца»,
«методика профессионального обучения классическому танцу», «пуанты», «касковая»
обувь и т. д. При употреблении этих понятий под термином «классический танец»
подразумевалась методика обучения технике современного европейского
классического танца.
В результате кинетико-семиотического
анализа нескольких древнейших гравюр были обнаружены позы и позиции, свидетельствующие
о высокой профессиональной танцевальной подготовке персонажей.
§ 1. «Выявление учебной позиции
классического танца на палеолитической гравюре из Ла Мадлен». В начале параграфе приводится краткий обзор других
палеолитических изображений человека в танце в невыворотных позициях. Эти изображения
фиксируют положения, движения и «па» танцев, не требующих профессиональной
специальной подготовки. Здесь формируется представление об обычных танцах, не
требующих специальной подготовки, об изображениях элементов таких танцев в
палеолитическом искусстве. Подробный анализ данных артефактов не приводится,
ибо они должны вестись по методике, представленной в главе 2.
Далее в
параграфе предложен анализ гравюры из пещеры «Ла Мадлен», возрастом 18 тыс.
лет. Впервые в научной литературе поза
палеолитического персонажа трактуется как позиция классического танца, а именно
«первая позиция».
Обнаружение
движения классического танца в палеолите выводит исследование на новый
качественный уровень. Здесь невозможно обойтись простой констатацией фактов и сухим
перечнем выводов, приходится многое объяснять подробно.
Появление и формирование классического танца в Европе
историческая дансология относит к XV–XVII вв. н. э. Классический танец – исторически
сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического
искусства. Методика профессионального обучения технике классического танца подразумевает
многолетние специальные тренировки и фактическую перестройку человеческой «двигательной
машины» с целью использования заложенных в нее предельных движенческих
возможностей. И в этом важную роль играет выворотность. Без понятия
выворотности, развернутости ног и коленей, нет школы классического танца.
Не случайно изображениям в выворотной позиции посвящена центральная
часть диссертации. Выворотность в классическом танце являет собой не что иное,
как разворот ног по всей длине наружу путем вращения головки вертлужного
выступа бедренной кости в тазобедренном суставе. Возможность и наличие такого
разворота является основным признаком классического танца. Однако кроме
выворотности, в позах и движениях исполнителя техники классического танца
обязательно должны присутствовать особая воспитанность мышц, стабильность мышечного
каркаса позвоночника, определенная постановка рук, головы и т. д.
В классическом
танце нет движений и поз, которые можно выполнить исполнителю без хотя бы
минимальной базовой подготовки. Первая позиция не относится к сложнейшим элементам
техники классического танца тем не менее это базовая поза, требующая серьезной
подготовки. Выявленная поза отличается наличием необходимых специфических
особенностей по всем разделам костно-мышечно-связочного аппарата исполнителя.
Удержание качественной первой позиции такой, как на этой гравюре, предполагает
воспитание у исполнителя комплекса профессиональной подготовленности многих
мышечных групп, а также специфических изменений в узловых частях движенческой
машины. Такое достигается в процессе занятий по специальной системе, подобной тренажу классического
танца. Это обучение дает положительные результаты только в детском или
подростковом возрасте. Изменения настолько значительны, что видны постороннему
наблюдателю и, безусловно, определяются взглядом опытного педагога-хореографа.
Важным является, что на гравюре изображен взрослый исполнитель.
Следовательно, персонаж скульптуры должен был в детстве учиться в специфической
протобалетной школе в юном возрасте, пока не произошло окостенение связок. Как удалось наладить такое обучение в
эпоху палеолита? Сам по себе факт необходимости постановки такого вопроса в
исследовании древнейшего памятника представляет новизну.
§ 2. «Дансолого-культурологическое исследованияе гравюры из Тейжи». Анализ
гравюры трех человекоподобных персонажей из Тейжи (промерный возраст 15-18 тыс.
лет) впервые в научной литературе определил наличие движений из арсенала пальцевой
техники классического танца – персонажи выполняют подскоки на пальцах.
Результаты позволяют говорить о показе каждым из персонажей последовательных
элементов одного сложного пальцевого «па». Две фигуры делают движения
без отрыва от опоры, третий персонаж выполняет движение в воздухе – в прыжке.
Удивительным выводом этого анализа было достаточно веское предположение, что на
ногах у персонажей надета специальная обувь, подобная современным балетным пуантам.
Интересен и другой аспект выводов. Если предположение о наличии на
ногах персонажей специальной обуви окажется только предположением (такой
вариант в случае с объектами столь древними нельзя исключать), то уровень
профессиональной подготовленности исполнителей для выполнения выявленных
движений должен значительно превышать уровень возможностей современных балерин.
Выполняемые па относятся к группе
трудноисполнимых элементов. Впрочем, большинство движений техники классического
танца являются настолько сложными, что возможность их идеального исполнения человеком
в условиях земного тяготения вызывает сомнение. За фиксированную в
дансологической литературе четырехвековую историю классического танца называется
лишь несколько десятков выдающихся балерин и танцовщиков, которые поразили
зрителей высочайшим мастерством исполнения. Однако ни об одном не говорится,
что исполнитель достиг совершенства. В классическом танце можно лишь приблизиться
к совершенству. В группу таких недостижимых феноменов входят почти все движения
пальцевой техники и больших прыжков. Сегодня, несмотря на постоянное усложнение
методики подготовки артистов балета, достижение идеального совершенства в классическом
танце в земных условиях остается по-прежнему только несбыточной мечтой.
В данном анализе не было нужды доказывать,
что запечатлено движение, что есть кинематика. Столь сложная поза при сегодняшнем
уровне развития классического танца по плечу лишь балеринам самого высокого
класса. Проблемы элевации, обеспечения устойчивости здесь настолько сложны, что
время неподвижной фиксации такой позы измеряется долями секунды и может длиться
не более 0,5 сек. Дальше должно быть либо горизонтальное передвижение на
пальцах, либо опускание с пальцев.
Если появление классического танца относят к
эпохе Возрождения, то пальцевая техника появилась лишь в XIX веке для балетов
эпохи Романтизма. Появление танцев на пуантах связывают с именем М. Тальони – она появилась в них на сцене в промежутке от 1822
г. по 1825 г. Если судить по этим данным, гравюра «Диана» должна была появиться
только после этого события. Однако ее возраст – 8-10 тысяч лет.
§ 4. «Выявление изображений «больших прыжков» в
наскальной графике». В параграфе анализируются три наскальные
гравюры с изображением разных прыжков, близких сложным прыжкам
техники классического танца. Качество исполнения прыжков предполагает профессиональную
подготовленность исполнителей. Прыжки подобной сложности осваиваются учениками
современных балетных школ на последнем году обучения.
Выводы, полученные во второй и третьей главах, вносят коррективы в
оценку первобытной культуры и интеллектуальных способностей пещерного
троглодита. От того далекого времени не осталось свидетельств о существовании в
первобытном обществе слова, музыки, песни, письменности, литературы и т.
д. Зато остались многочисленные
свидетельства о танце, именно он был главным объектом фиксации в произведениях
палеолитического изобразительного искусства. Следовательно, можно говорить о
наличии минимум двух жанров искусств – изобразительного и танцевального.
Произведения первобытных художников – это работы не дилетантов. Их по праву
должно причислить к искусству. Высочайшее мастерство художников донесло да нас
через тысячелетия высочайшее мастерство первобытных танцоров.
Выявление в процессе исследования целой группы палеолитических
изображений, на которых зафиксированы позиции, положения, движения из арсенала
классического танца, очень важно для понимания значения танца в эволюции
человеческой культуры. Зафиксированные позиции и движения классического танца
неприменимы для обыденной жизни, и они не встречаются в обычных танцах. В то же
время, эти изображения не могут считаться результатом случайных совпадений.
Обнаруженные элементы техники классического
танца исполнитель не мог воспроизвести без многолетней профессиональной
подготовки по методике обучения технике классического танца. Такое обучение
сегодня, независимо от отличий национальных школ, длится пять-восемь лет.
Результаты анализов третьей главы показывают, что первобытный человек, традиционно считавшийся дикарем, разбирался
в технике классического танца, использовал пальцевую технику и танцевал
на пуантах, знал технику больших прыжков.
Исследование говорит о наличии в первобытности разнообразного
разножанрового танцевального образования. Исполнительская и педагогическая
практика того уровня, что представило исследование, предполагает достаточно
глубокие знания анатомии человека. Высокий уровень танцевальной культуры
позволяет говорить о наличии у
первобытного человека понятия о красоте и других эстетических ценностях.
Выводы, следующие из проведенного в данной
главе анализа, конфликтуют не только с дансологическими представлениями о
возрасте классического танца, но и с представлениями об эволюционном развитии
человека, лежащими в основе гуманитарных наук. Появление на столь раннем этапе
классического танца заставляет внимательнее анализировать этапы человеческой
культуры, видеть здесь не только периоды эволюции, но и какие-то элементы инэволюции.
Как уже
отмечалось выше, идеальное исполнение большинства элементов классического
танца в том виде, какого требуют законы техники и эстетики классического танца,
в земных условиях недостижимо. Выводы данной главы заставляют вновь и вновь
обратиться к извечно актуальным философским и культурологическим вопросам о
возрасте человека. Если человек на столь раннем этапе эволюции достиг таких высоких вершин, то где и когда он
учился этому искусству? Данные сложные вопросы выходят далеко за рамки диссертации,
они требуют самостоятельных исследований.