Хореографическое образование ХХI века

 

(Научно-практическая конференция в республиканском хореографическом училище Якутии)

 

Для Новосибирцев создание и первые шаги Якутского балета всегда было очень важно. Во-первых, чем-то похожи развитие. В наших театрах спектакли делали одни и те же замечательные советские балетмейстеры. Для многих талантливых воспитанников новосибирской школы якутский балетный театр, хореографическое образование в Якутии стало делом всей их жизни.

Профессиональный балетный театр в республике Саха (Якутия) существует около 60 лет. Первый национальный полнометражный балет композиторов М. Жиркова и Г. Литинского   "Полевой цветок" был поставлен в г. Якутске в 1947 г. Исполнителями главных партий в этом балете были А.В. Посельская и И.Д. Христофоров. Эти артисты по праву  открывают славный список профессиональных балетных актеров Якутии.

Первые десятилетия своей жизни балетный театр Якутии  получал кадры балетных артистов, постановщиков и хореографических школ Москвы, С-Петербурга, Новосибирска, Перми, Улан-Удэ. Республика посылала своих одаренных детей в учебные заведения этих городов.

Потребность в налаживании собственного профессионального образования особо остро стала в годы перестройки. Именно в это время была открыта балетная школа республики Саха.  Республиканское хореографическое училище молодо по любым меркам. В октябре 1992 г. Указом первого президента республики Саха (Якутия) Николаева М.Е. и при содействии фонда "Бархарыы" было открыто отделение хореографии в якутском государственном музыкальном училище им. М.Н. Жиркова. 30 мая 1995 г. это отделение преобразовано в республиканское хореографическое училище. Для нового учебного заведения построили специально спроектированное для нужд балетной школы здание (архитектор Кондаков Е.Н.). В нескольких десятках метров от основного здания чуть позднее был возведен такой же прекрасный и функциональной продуманный по помещениям и интерьеру интернат для учащихся балетной школы.

Огромная заслуга в организации профессионального хореографического училища в Якутии принадлежит Н.С. Посельской, выпускнице Новосибирского хореографического училища, а затем Российской театральной академии им. Луначарского, прекрасной в прошлом балерине местного  театра, заслуженному работнику культуры РФ и республики Саха (Якутия). В моем домашнем архиве хранится фотография, где запечатлена ученица новосибирского училища Н. Посельская и Г. Баишев в седьмом вальсе Ф. Шопена. Глубоко символично и то, что Наталья Семеновна продолжает дело, начатое своей матерью, которую в Якутии называют первой профессиональной национальной балериной. Огромный энтузиаст, беззаветно преданный хореографическому искусству Н.С. Посельская постепенно собрала коллектив таких же влюбленных в свое дело профессионалов преподавателей.

Республиканское хореографическое училище молодо по любым меркам – ему едва исполнилось 10 лет. И, тем не менее, именно это самое молодое в России хореографическое училище оказалось организатором давно назревшей большой и нужной научно-исследовательской работы на стыке медицины и хореографии. Руководство республиканского училища в лице Н.С. Посельской сумела заинтересовать ученых медицинского института в проведении комплексных исследований здоровья учащихся школы.

С 1998 г. эти исследования вышли за рамки местного обследования. Для получения более объективной картины проводились обследования детей в балетных школах Якутска и хореографической академии Красноярска, в нескольких общеобразовательных школах этих городов.

Полученный богатейший эмпирический материал, полученный в результате этих исследований, закономерно привел к проведению  именно в Якутске первой научно-практической конференции "Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальневосточного региона". Эта конференция прошла с 2 по 6 марта 2003 г. в рамках программы "Культура России 2001-2005". На конференции выступили ученые из Якутска, Новосибирска, Красноярска и Улан-Удэ. 

На пленарном заседании с ярким и содержательным докладом выступила директор и художественный руководитель республиканского хореографического училища республики Саха Н.С. Посельская. Она проанализировала путь становления якутского балетного театра и хореографического образования в республике. Блестящий педагог-хореограф четко отметила болевые точки нынешнего состояния дел и наметила пути их решения. Основным вопросом для балетной педагогики  на взгляд докладчика должны стать забота о здоровье учеников, научный подход и осмысление рекомендаций медиков на всех этапах обучения, начиная с участия в приемной комиссии.

Кандидат медицинских наук С.Л. Сафонова, заведующая лабораторией физиологии и патологии питания ЯГУ, поделилась результатами многолетних наблюдений за фактическим питанием учащихся республиканского хореографического училища. Были даны рекомендации по подбору продуктов, энергетической сбалансированности, режиму питания, необходимому для обеспечения здоровья учащихся хореографических училищ.

С большим докладом выступила кандидат медицинских наук Егорова Е.Е. (Якутск). Ею, совместно с доктором медицинских наук Николаевым В.Г. зав. кафедрой анатомии Красноярской медицинской академии было проведено комплексное медицинское обследование анатомо-антропометрических показателей физического развития учащихся якутского и красноярского хореографических училищ, а также учащихся общеобразовательных школ Якутска. Долгие годы считалось, что детей северных народов есть свои этнические особенности анатомического строения и физического развития, которые не позволяют им добиться значительных результатов в освоении техники классического танца.  Результаты обследования, сравнительные данные, цифры и таблицы убедительно показали, что усиленные занятия классическим танцем, вносят значительные коррективы в даже в костное анатомическое строение учащихся, регулирует физическое развитие учащихся, формирует соответствующие пропорции, рост, вес, форму и массу костей, мышц, укрепляют здоровье и сопротивляемость болезням. Представленные сводные таблицы данных показывают, что в начальных классах дети хореографических училищ мало отличаются от учащихся обычных школ. Зато  на завершающем этапе обучения, разница по всем параметрам, становится неправдоподобно велика.

Подтверждали выводы ученых выступления художественного руководителя Красноярской академии танца засл. Арт. Бурятии Петровой А.В. и  преподавателя классического танца бурятского хореографического училища засл. раб культуры Бурятии Абыковой Н.В.

Большое внимание на конференции получили проблема психологического обеспечения процесса обучения и исполнительской деятельности. С содержательными докладами выступили психолог Якутского хореографического училища Бурцева Е.С., а также гости из Новосибирска балетмейстер НГАТОБ, член Всемирного совета танца ЮНЕСКО Н.В. Соковикова и педагог Новосибирского хореографического училища Шелемов А.Н..

Все доклады конференции, так или иначе, обращались к классическому танцу, его влиянию на формирование будущего артиста. Необходимости обратить серьезное внимание на раскрытие тайны появления классического танца, его гносеологии был посвящен доклад кандидата культурологических наук из Новосибирска Ромма В.В., основанный на последних открытиях палеохореографии.

В ходе работы конференции Н.С. Посельская подняла другой необычайно важный вопрос, касающийся дальнейшей судьбы воспитанников балетных школ России - социальной защищенности артистов балета. Профессиональный классический балет требует специалистов высочайшей категории. Такие кадры хореографические училища России выращивают, несмотря на все трудности. Молодые выпускники становятся достойными продолжателями славы русского балета, радуют миллионы зрителей. Это артисты высшей исполнительской квалификации. Дипломы русских балетных школ являются самыми престижными в мире. Нет Вузов, способных подготовить исполнителей балета более высокого уровня. Но  такое качественное образование не подкрепляется дипломом о высшем образовании. Для получения высшего образования артистам балета нужно отвлекаться от сценической деятельности или после ухода на пенсию начинать учиться в ВУЗе. Такое обучение чаще всего является формальным, так как они уже получили высочайший опыт, который не может им дать никакой ВУЗ.

 Предложение Н.С. Посельской заключалось в том, чтобы добиться утверждения высшего хореографического профессионального образования для исполнителей без значитеьного увеличения срока обучения. Обсуждение на конференции показало, что такое  вполне возможно при некотором изменении программы теоретических дисциплин, введении дифференцированного подхода, наподобие имеющейся градации на бакалавров и магистров и т.д.  Данный вопрос нашел отражение в решении и материалах приложений конференции.

Кроме научных докладов в расписании конференции были открытые уроки и мастер-классы, совместные концерты и завершающий спектакль. На сцене Якутского государственного оперного театра учащиеся республиканского хореографического училища Саха (Якутии) и солистки из хореографических училищ Новосибирска, Улан-Удэ и Красноярска станцевали одноактный шедевр М. Фокина "Шопениана" и второй акт балета П.И. Чайковского "Щелкунчик". В оркестровой яме вместо артистов симфонического оркестра играли дети – учащиеся высшей школы музыки республики Саха. Этот спектакль по праву достоин особого разговора и отдельной статьи.

 

Ромм В.В. кандидат культурологии,

президент Новосибирской хореографической ассоциации.

Якутск. Март 2003.

Hosted by uCoz