На правах рукописи

 

 

 

 

 

Ромм Валерий Владимирович

 

 

 

 

 

Танец как фактор эволюции

человеческой культуры

 

Специальность 24.00.01 – теория и история культуры

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора культурологии

 

Барнаул

2006

Работа выполнена на кафедре музыкального театра

Новосибирской государственной консерватории

(академии) им. М.И. Глинки

 

Научный консультант:              Доктор исторических наук, академик РАЕН,

зав. сектором ИАЭ СО РАН,

Ларичев Виталий Епифанович.

Официальные оппоненты:            

Доктор философских наук,

профессор Шишин Михаил Юрьевич.

Доктор культурологии, кандидат искусствоведения,

 профессор Лесовиченко Андрей Михайлович.

Доктор исторических наук, академик РАЕН

Холюшкин Юрий Павлович.

 

Ведущая организация – «Институт танца», ФГОУ ВПО

«Восточно-Сибирская государственная академия

культуры и   искусств».

 

Защита состоится 17 марта в 13 часов на заседании

диссертационного совета Д 212.005.07 при Алтайском

государственном университете, по адресу 656099,

г. Барнаул, ул. Ленина,  61.

 

С диссертацией можно ознакомиться в научной

библиотеке Алтайского государственного университета.

 

Автореферат разослан_______________2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к. ф.н., доцент                                          Коростелева О.Т.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования.

Понимание эволюции возможно лишь, когда известно и прошлое, и настоящее. Сведений о далеком прошлом человека необычайно мало, первые этапы эволюции человеческой культуры скрыты завесой тысячелетий. Знания о времени появления человека на Земле, о древнейшей культуре человека, генезисе специфической среды его существования основываются на изучении материальных свиде­тельств – каменных орудий, кост­ных останков, фрагментов жилищ, домашнего очага, утвари и т. д. Перечисленные предметы как таковые могут помочь в какой-то мере реконструировать культурное пространство, в котором находился человек. Для реконструкции же самой культуры (насколько это возможно) требуется понять, как вел себя в этом пространстве индивид, что он думал и чувствовал. В этом плане огромную ценность представляют предметы искусства, особенно содержащие изображения человека. Поэтому попытки осмысления содержательной стороны древнейших памятников, пополнения за счет этого знания о прошлом вызывали и, очевидно, всегда будут вызывать огромный интерес в культурологии, истории, философии.

В диссертации слово «человек» относится к Homo sapiens sapiens – человеку, который в древнекаменном веке по антропологическим параметрам ничем не отличался от современных людей. Судя по археологическим находкам, он появился около 40 000 лет назад. Отсюда, от этой границы, начинается отсчет эволюции человеческой культуры. 

Объекты, возрастом от 10 до 35 тыс. лет, которые анализируются в диссертации, способны предоставить информацию о духовном мире древнего человека. В них, по сути, запечатлен первый опыт фиксации смыслов и передачи знаковой информации. Поскольку письменных источников древнекаменного века не найдено, содержательную сторону памятников интерпретировать особо сложно.

Подавляющее большинство палеолитических изображений человека ученые трактуют, как фиксацию момента в танце. Танец – самое распространенное явление человеческой культуры. Дансология (сумма знаний о танце) – важный раздел культурологии. Если рассматривать танец как специфическую систему передачи информации, то возникает задача прочтения такой системы и соответствующего понимания этой информации  по тем фрагментам, которые даны нам в древнейших изображениях. В диссертации термин «древний» применяется для обозначения  памятников искусства эпохи палеолита. Именно они являются основным объектом исследования. 

Культурологам, археологам, антропологам для решения исследовательских задач  часто приходится искать методы далеко за пределами своих областей знаний. При дансологическом подходе к исследованию, изображения вполне могут дать представление о статике и кинематике персонажа, о физических параметрах нашего прапредка, его пластике и тренированности. В диссертации анализируются наиболее сохранившиеся палеолитические изображения человека, самые известные и  изученные. Если взять известную идею о том, что человек – это микрокосм и познание истории человечества возможно только через самого человека, то придется признать, что анализ древних памятников искусства позволяет в какой-то мере реконструировать его первоначальный микрокосм. В этом смысле исследования семантики, синтактики и прагматики древнего танца, специфический анализ данной невербальной знаковой системы дают возможность, если не воссоздать полностью сферу духа субъекта, то, во всяком случае, интерпретировать то или иное конкретное сообщение из прошлого.

Декодирование и репрезентация древнего танца вводят нас в микрокосм субъекта, каким он был много тысячелетий назад, и превращают в соучастников, способных к более точной интерпретации. Через это появляется уникальная для культурологии возможность заглянуть в те времена, когда зарождалась человеческая культура, проследить первые шаги ее эволюции. Наука и искусство не антагонисты. Привлечение к семантическому исследованию методов и средств дансологического анализа, поиск на стыке науки и искусства не идет вразрез с общими тенденциями современной науки, является логически оправданным шагом.

Степень разработанности проблемы.

Танец, как сложный, культурный и многофункциональный феномен привлекал внимание многих исследователей. Начиная с античности, танец рассматривался и анализировался в эстетическом, философском, педагогическом и медицинском аспектах. В исследованиях античных философов – Аристотеля, Дамона, Пифагора, Платона, Протагора, Сократа и др. – проблемы мусических искусств (танец, музыка, поэзия) занимали ведущее место. Анализ литературы показывает, что данная традиция прервалась в новое время – проблемы танцевального искусства оказались далеко на периферии, вне сферы основных направлений науки.

Вопросам общей семиотики посвящены исследования Г.С. Баранова, Р. Барта, Е.Я. Басина, А. Веж            бицкой, Р. Карнапа, Ю.М. Лотмана, Ч.С. Пирса, В.М. Розина, Ю.С. Степанова, Б.А. Успен­ского, Г.П. Щедровицкого и многих других. В философской и культурологической литературе танцевальная проблематика, так или иначе, затрагивается такими исследователями, как: А.Ф. Анисимов, С.И. Вайнштейн, В.Р. Виппер, И.Г. Гердер, П. Гиро, Л.Н. Гумилев, П.С. Гуревич, Н.А. Дмит­риева, Я.В. Доманский, А.Ф. Еремеев, П.П. Ефименко, Т.Д. Златковская, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, Р.В. Кинжалов, Е.Н. Князева, В.А. Колеватов, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, А. Лот, С.Я. Лурье, Ю.Ф. Марченко, В.Б. Мириманов, Г. Моррис, Н.Л. Мусхелишвили, В.К. Никольский, В. Переверзев, К.К. Платонов, Г.В. Плеханов, П.А. Флоренский, Д.Е. Хейтун, М.И. Шахнович, Ю.А. Шрейдер, М.Г. Ярошевский и многие другие. В этих работах нет специального анализа синтактики, семантики, прагматики древних изображений танцующего человека. Тем не менее многие рассуждения и выводы перечисленных ученых вполне применимы и к танцу.

Логика исследования семантической системы древнейшего танца и проблемы ее доказательной трактовки потребовали обращения к исследованиям дансологов, к трудам Ю.А. Бахрушина, Т. Бороздиной, Э.В. Бочарниковой, Л.Д. Блок, Е.Д. Васильевой, М.В. Васильевой-Рож­дественской, А.Л. Волынского, В.И. Гаевского, К.Я. Голейзовского, М.Н. Ереминой, И.Г. Есаулова, Е.В. Зайцева, Р.В. Захарова, Г.В. Иноземцевой, А.П. Кларамунта, Э.А. Королевой, В.М. Кра­совской,  А. Левинсона, Ф.В. Лопухова, А.Г. Лукиной, А. Мерея, А.А. Соколова-Каминского, В. Сорелла, Е.С. Суриц, В.И. Уральской, Ф. Шуджоу, Э.И. Шумиловой, К. Хакса, С. Н. Худекова, И. Чернец­кой, Н.Ю. Черновой, Х. Эллис, Н.И. Эльяша, М. Эммануэля, Л.В. Якобсона и других. При достаточной объемности этих трудов, древнейшим танцам в них уделяется очень мало внимания, а чаще – лишь краткие, косвенные свидетельства, поверхностные описания и расплывчатые характеристики.

В огромном массиве культурологической и дансологической литературы автору не удалось найти ни одной монографии, полностью посвященной исследованию древнейших танцев человечества, зато более 90 % объема дансологической литературы приходится на сценические виды танца, а среди этих видов – на классический танец и балет.

При анализе изображений танцевальных движений древнейшего человека исследователи – культурологи, историки, археологи, антропологи, дансологи – больше говорили о возникновении ритуалов в религиозных традициях. Это заслоняло проблемы описания самого танца. При реконструкции древнейшей культуры часто наблюдалась тенденция прямого переноса выводов, сделанных на основе этнографического исследования современных традиционных культур, в контекст изучаемого прошлого.

Семиотический анализ и репрезентация древнего танца невозможны без понимания общих законов существования и развития хореографического искусства, поэтому закономерным представляется обращение  к мыслям балетмейстера и теоретика балета XVIII века Ж.Ж. Новерра, к теоретическим разработкам педагогов классического танца, работам А.Я. Вагановой, Н.И. Тарасова  и других. Важнейшее значение имеет вывод представителей русской балетной школы, что классический танец органичен и естественен для человека.

Постоянное усложнение техники классического танца стимулировали научные исследования на стыке искусства и медицины, результаты которых отражены в работах И.А. Баднина, И.Ф. Богоявленского, Т.П. Виноградовой, В.П. Грацианского, М.Г. Гривеса, А.В. Гринберга, Д.А. Жданова, М.Ф. Иваницкого, П. Ф. Лесгафта, З.С. Миро­новой, С.А. Рейберга, Л.Г. Рохлина, В. Ру, П.В. Сиповского и других. В трудах названных учёных выявлены общие закономерности развития физиологического аппарата человека, раскрыты потенциальные возможности, присущие его анатомической конструкции.

Для исторической дансологии и в целом культурологии очень важно получить достоверные знания о древнейшем танце. Это возможно через дансолого-семантическое осмысление древнейших изображений и их знаковых систем. Интерпретация семантики изображений человека в танце всегда была детерминирована интеллектуальными, культурными, профессиональными и мировоззренческими предпочтениями исследователей.

Практики хореографии (балетмейстеры и постановщики танцев) в поисках семантической составляющей древних изображений шли впереди теоретиков. Однако такие работы всегда инициировались не научными, а только художественными интересами. Пластическое и образное содержание древних памятников будило творческую фантазию постановщика, привносило в произведения неповторимый аромат времени, нередко становилось основой сюжетов концертных номеров и целых спектаклей. Хотя перед художниками не ставились задачи научной аргументации и доказательств, тем не менее их видение перекликается с позицией диссертанта. Для хореографов-практиков неподвижное изображение представляло собой танцевальную позу, застывшую между совершенно определенными и связанными между собой логикой развития танца движениями. Линии же орнамента воспринимались ими как рисунок передвижения человека в трехмерном пространстве и во времени. Именно составляющие движений и перемещений персонажа в трехмерном геометрическом пространстве во временной константе развития формируют танец и его духовную реальность – мысль, одухотворенность, содержательность.

Как показал анализ доступной автору литературы, дансологи-теоретики, в отличие от дансологов-постановщиков, при обращении к древнейшим объектам искусства чаще всего игнорировали статико-кинетическую фазу анализа, рассматривая только эстетическую или образную составляющую изображения древнейшего танца. Это приводило, на взгляд автора, к неверной интерпретации древних танцев и, соответственно, к искажению картины духовного мира нашего предка. Отталкиваясь от достижений хореографической практики, задачи определения и описания статики персонажа, его танцевальной позы, его танцевальной кинематики следует ввести в теоретические изыскания, как первый этап каждого исследования древнего изображения.

Десятки тысяч лет нахождения в агрессивной среде не прошли даром ни для одного из памятников искусства палеолита. Вопросы восстановления, сохранения и реставрации памятников, создания их идеальных моделей освещает обширная литература по археологии и истории, в том числе работы З.А. Абрамовой, В.П. Алексеева, С.М. Бибикова, И.К. Бич, Б.Л. Бо­гаевского, А. Брейля, И. Бьерре, Н.Н. Дикова, Я. Елинека, Н. Кас­тере, Е.Е. Кузьминой, Я. Линблада, А.И. Мартынова, Б.А. Рыбакова, А.А. Формозова, Я.А. Шера, А.В. Циркина, А.П. Черныша и др.

В вопросах реставрации памятников искусства многое достигнуто искусствоведами, художниками. Этому посвящены книги художников и искусствоведов Г. Бамеса, О.Я. Боднар, В.В. Бунака, К.П. Бутусова, И.М. Быховской, В.Б. Иорданского, А.И. Колкова, А.Н. Костовского, Ле Корбюзье, Г.Н. Примака, С.В. Петухова, А.В. Лебедева, Э. Мёссель, А.П. Ста­хова, Н.И. Чебоксарова, И.А. Чебоксаровой, А. Цейзинга, Д. Хэмбиджа и других. Для человеческого тела характерна особая неповторимая и устойчивая пропорциональность. Человек как частичка мироздания пребывает в гармонии со всем живым, конструкция его тела развивается в соответствии с законом золотого сечения. В диссертации автор использует таблицы пропорциональности А. Дюрера, математические формулы, инструментарий С. Карпова, Ле Корбюзье, В.И. Коробко, М.А. Марутаева, В.И. Сазонова, И.Ш. Шевелева, И.А. Шмелева и др.

Исследование древнейших изображений танцующего человека должно включать этап создания идеальной модели, опирающейся на опыт предшественников реставрации памятника. По такой модели можно проводить анализ статики и кинематики персонажа, выявлять танцевальную семантику изображения.

В литературе встречаются различные взгляды на природу танца. Ч. Дарвин считал танец неотъемлемой частью физиологии человека, называл первопричиной появления пляски необходимость передачи человеком своих эмоций. Х. Эллис утверждал, что танец появился лишь после возникновения религии. Большинство дансологов не соглашается с мнением Х. Эллиса по поводу позднего зарождения танца. С.Н. Худеков в своей фундаментальной «Истории танцев всех времен и народов» писал, что танец – «первая глава человеческой культуры», возник раньше речи и способствовал ее появлению. На то, что танец представляет собой своеобразную невербальную знаковую систему общения, указал американский историк танца А. Мерей, который назвал его первым языком человека. Дансологов поддерживают в этом и философы, начиная с Платона и Лукиана. Архетипичность танца обнаруживается практически во всех древних мифах, легендах, во многих религиозных учениях и трактатах. По древнегреческой мифологии, мир был создан в результате танца богини Эвриномы и великого змея Офиона. Согласно древнеиндийским мифам, Бог Шива в танце создает стремительным вращением из Хаоса Вселенную. Отсюда совершенно закономерно следует, что в проблеме генезиса человеческой культуры танец играет особую роль.

Отсутствие серьезных исследований древнейшего танца, на взгляд автора, является следствием недостаточного внимания к данному объекту, которое мы находим в современной культурологической, философской и исторической литературе.

В традиционных подходах к исследуемому феномену при всем разнообразии концепций принимается в качестве истины лишь один путь развития: от примитивных танцев дикарей к вершине хореографического искусства – технике и эстетике классического танца. Эта схема превратилась в догму. Авторы, приступая к анализу древнего искусства, не ждали и не искали особых открытий. Такой односторонний взгляд          основывался на стойком предубеждении ученых относительно наличия у нашего далекого предка развитых умственных способностей.

В глазах современников первобытный человек – это примитивный дикарь, пещерный троглодит, занимающийся сбором растительной пищи или охотой. Многие ученые отказывают троглодиту в умении  говорить. Большинство ученых и сегодня уверены, что мысли такого человека не выходили за рамки удовлетворения животных потребностей – еды и размножения.

Не так давно появилась иная точка зрения, убеждение, что человек древнекаменного века не являлся и не мог быть человеком, лишенным интеллекта. Такой принципиальной позиции придерживался американский ученый А. Маршак. Отстаивают эту идею и сибирские ученые: В.П. Казначеев, В.Е. Ларичев, А.Н. Дмитриев и др.

Если танец возникает в самом начале формирования человеческой культуры, то вопрос о природе и познавательной «нагруженности» танца не может оставить равнодушными культурологов. Нас занимают не столько сами по себе изображения, а культурный феномен танцев древнего человека, его место в жизни и в первобытном социуме, значение, роль танцев в формировании и эволюции человеческой культуры на столь раннем этапе.  Об этом можно судить, лишь имея достаточное количество эмпирического материала. В этом смысле представляет интерес семантико-хореографический анализ древних изображений, ибо он позволяет перейти от умозрительных выводов к получению верифицируемых результатов и созданию базы доказуемых данных о древнем танце.

Древнейший танец – интереснейший, сложный феномен культуры, обладающий своей специфической семантикой. Искусство танца – искусство, сотканное из мгновений, каждое из которых не только прекрасно, но уникально и неповторимо. Стремление «остановить мгновение» привело к тому, что с давних времен у людей появилась потребность в создании способов «записи» танца. Множественность и быстрая смена таких систем являли собой поиск более надежных и простых методов. Разработка способов записей связана с конкретными именами исполнителей, педагогов или интерпретаторов: Туано Арбо,  Р. Фейе, Ф. Карозо, А. Сен-Леон, А.Я. Цорн, П. Бошан, П. Рамо, А. Менье, Ф. Маньи, К. Блазис, В.И. Степанов и многие другие. Среди специалистов более позднего периода  можно назвать Я. Кула, П. Конта, И. Фишера, Р. фон Лабана, Ф. Дельсарта, Р. и Дж. Бенеш, С. Бабица, С.С. Лисициан. Как показал анализ, ни один из перечисленных авторов не создал способа записи танцев который можно было бы напрямую использован в данном исследовании. Однако отдельные положения, принципы, инструментарий тех или иных систем могут помочь в решении вопросов семантики древних знаковых систем.

Углубленному погружению исследователя в древнейшее дансологическое пространство серьезно мешает недостаточная разработанность понятийного дансологического аппарата. Даже в отношении понятия «танец» не существует единства мнений. Имеющиеся определения хорошо обеспечивают теоретические потребности теории и практики сценических видов танца, но становятся очень спорными, когда речь заходит о других проявлениях танцевальной культуры, например – при обращении к проблемам бытования танцев в палеолите.

Результатом отсутствия общепринятой экспликации основного понятия явилась неясность вопросов взаимосвязи танца и музыки с культурой. Недостаточно исследованы аспекты взаимодействия образной составляющей танца с движенческой компонентой. Остались вне внимания ученых механизмы возникновения мысленного образа танца, функционирование его во время осуществления танца. Не выяснены очередность и способы воплощения мысленного танца во внешние движения исполнителя, а также возникновение, особенности и отличия вторичного образа танца у зрителей. Вопросы соотношения количественных и качественных элементов в танце также требуют своего уточнения.

Причиной таких пробелов является, на  взгляд автора, отсутствие в культурологии дансолого-семантического подхода к исследованию объектов искусства древнекаменного века.

Итак, анализ выявил противоречия. С одной стороны, танец – древнейшее явление человеческой культуры, достаточно широко представленное в палеолитической живописи и скульптуре.

С другой стороны, проблемы, задачи, функции, возможности танцевальной культуры, а также структура, классификация, плотность, насыщенность дансологического пространства первобытности изучены явно недостаточно. Отсутствует база верифицируемых данных о танце древнекаменного века. Танцам древнекаменного периода – первому из известных явлений культуры человека, в культурологических и дансологических работах уделяется недостаточное внимание. Ученые практически не обращаются к проблеме выявления танцевальной семантики по древним изображениям, выводы делают чисто умозрительно, без опоры на объективные доказательства. Анализ древних изображений человека зачастую подменяется описаниями обрядов, обычаев, танцев современных малочисленных народов, находящихся на низших ступенях развития, примитивных и диких племен.

 Сформулированное противоречие позволило определить проблему: отсутствует представление о роли в эволюции человеческой культуры такого важного элемента, как танец. Танцу не придается должного значения как способу утверждения культуры, ее передачи путем трансляции смыслов. Получение соответствующих сведений невозможно без дансо-семантических исследований объектов искусства древнекаменного века и создания достаточной базы верифицируемых эмпирических и научных знаний о танцевальной культуре первобытного общества.

Выявленная проблема обусловила формулирование объекта и предмета исследования.

Объектом исследования в диссертационной работе является древняя культура человечества.

Предметом исследования является роль танца в эволюции человеческой культуры на ее ранних этапах.

Проблема, предмет и объект исследования  определили основную цель диссертации – раскрыть роль танца в эволюции человеческой культуры через создание и изучение базы верифицируемых данных о функционировании танца в первобытном обществе. Реализация заданной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

1. Провести анализ культурологической литературы, рассматривающей проблемы дансологии и значение танца на ранних этапах становления человеческой культуры.

2. Обосновать необходимость разработки нового теоретико-методологического подхода к исследованиям древних изображений человека.

3. Создать комплексный теоретический инструментарий для дансо-культурологических исследований, с учетом достижений дансологии, анатомии, биомеханики, геометрии и других наук.

4. Обосновать кинетико-семиотический подход, разработать соответствующую методику выявления и описания имеющихся в неподвижном изображении движенческо-пространственных сведений о персонаже, способы определения и описания статики и кинематики персонажей древних изображений человека.

5. Выявить содержательный план палеолитических рисунков.

6. Обосновать дансологическую интерпретацию знаковых систем сибирских палеолитических скульптур и создать методики прочтения композиции танца персонажа по знаковым системам скульптур.

7. Создать базу верифицируемых данных о функционировании танца на ранних этапах эволюции человеческой культуры:

8. Реконструировать модель отношения древнего человека к миру на основе интерпретации изображений первобытных танцев.

Методология исследования.

Логика диссертации ведет от общего к частному, а во второй половине – от частного к общему. От отдельных поз к движениям. От движений к танцевальным «па» и комбинациям, фрагментам композиции и целым танцам

Сложность объекта исследования потребовала привлечения комплексной культурологической методологии, где традиционные культурологические методы (структурно-семиотический, интерпретативный) сочетаются с естественно-научными методами. Семантическое осмысление изображений танца идет через получение информации о синтактике танца на языке самого танца. Интегративный характер исследования задается самой постановкой проблемы – раскрытие семантики танца эпохи верхнего палеолита (10–35 тыс. лет) через специальный анализ археологических объектов, содержащих изображения танцующего человека. Задачи исследования требуют не только выяснить элементарную схему или «каркас» танца того или иного объекта, но доказательно осветить все возможные грани исследуемого феномена. Привлечение соответствующих методов позволяет говорить о достаточно достоверной для столь отдаленного времени модели древнего танца.

Культурологический анализ танца как феномена в целом и отдельных танцевальных систем в частности не выйдет за рамки мертвой схемы до тех пор, пока не будет учитываться все многообразие социокультурных, этнографических, исторических и других факторов, влияющих на генезис того или иного культурного феномена. Полученные в результате кинетико-семиотического анализа верифицируемые эмпирические данные об особенностях танца в период его возникновения позволяют сделать культурологические обобщения.

Сочетание культурологического подхода с хореографическими методами на основе принципа комплементарности позволяет создать модель, не противоречащую представлениям о реально существующем феномене. Большое влияние на позицию автора оказали идеи и разработки Л.Д. Блок, которая в работе «Классический танец: история и современность» использовала дифференцированный подход к анализу изобразительных памятников танцевального искусства средневековья и античности, разработала оригинальную систему доказательств наличия или отсутствия  в изображении элементов техники классического танца.

Важность контекста и всех его составляющих для хореографо-семантического анализа редких и очень отдаленных по времени памятников ставит также вопрос о посильной адаптации самого ученого к предмету исследования. В данном случае это адаптация исследователя к миру танца, к законам и профессиональным секретам дансологии и танцевального ремесла. Исследователь должен уметь применять методы как самого искусства, так и искусствоведческого анализа.

Применение методов анатомических, биомеханических, математических расчетов позволило значительно расширить и укрепить арсенал доказательной базы. Введение в инструментарий исследования параметров физического строения человека дало возможность намного шире привлекать геометрические построения. Постулирование того, что танец – это прежде всего гармония телесного и духовного начал, заставило внимательнее обращаться к эстетическим и искусствоведческим методам исследования. Определение гармонии как единства и целостности бесконечно многообразных явлений и их свойств переносится на танец, который, являясь «слепком» гармонии, стремится к гармоническим отношениям с внешним миром.

В русле нового подхода, для исследования разных групп изображений создавались методики, которые при общей основе достаточно отличались друг от друга.  Одна методика была предложена для анализа персонажей двухмерных объектов древнего искусства в обычных позах (невыворотных). Другая – для персонажей в так называемых «выворотных» позициях.

Для выявления хореографической семантики персонажей трехмерных объектов древнекаменного искусства потребовались свои методики. По последним были проведены реставрация изображений и реконструкция танца персонажей палеолитических статуэток «Юпитер», «Венера», «Сатурн» (24,5 тыс. л.) и скульптуры «Бизоно-орел» (34 тыс. л.). Анализ «Юпитера» представлен в тексте диссертации.

Благодаря пополнению верифицируемых знаний о древнем танцевальном искусстве, удалось показать, что первобытный человек в своих танцах использовал самые разнообразные танцевальные «па» – проходки, пробежки, прыжки, наклоны, качания, повороты, вращения, а также – сложные позы и движения из арсенала техники классического танца. Это, в свою очередь, позволило сделать культурологические выводы и некоторые обобщения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Танец – одна из древнейших  невербальных знаковых систем человеческой культуры, анализ изображений которой позволяет эффективно реконструировать духовный (смысловой) мир древнего человека.

2. Танец – это пространственно-временное явление культуры, в котором посредством движений и пластики тела человека первоначальные идея, образ подвергаются определенной трансформации, с целью передать их другому человеку.

3. Сущность танца синкретична. Поэтому через его анализ возможен выход на познание иных явлений культуры древнего человека – ритм, музыку, ритуальные действия.

4. Сведения об анатомии человека, пропорциях его тела, законы биомеханики могут использоваться для теоретико-культурологических реконструкций.

5. Особенности индивидуального исполнения того или иного танцевального движения или «па» (соединения нескольких движений) жестко регламентированы, «привязаны» к конструкции двигательного аппарата человека, к его индивидуальным возможностям, воспитанности (тренированности) мышечной и связочной систем. Эта  танцевальная кинематика описывается законами биомеханики и поддается математическому расчету.

6. Если на древнем объекте с признаками фиксации танца или в композиционном пространстве изображения имеются какие-либо дополнительные знаки или их последовательности, они могут иметь непосредственное отношение к процессу исполнения изображенного танца, его семантике, синтактике, прагматике, к рисунку и композиции танца.

7. Семантика танца персонажей древнекаменного искусства раскрывается через комплексный анализ движенческо-пространственных и духовных составляющих запечатленного фрагмента танца.

Новизна данного исследования заключается в следующем:

– обоснована фундаментальная роль танца как фактора эволюции человеческой культуры на ее раннем этапе;

– сформировано новое научное направление – «палеохореография», позволяющее проводить широкие культурологические реконструкции на базе анализа изображений танца;

– показана роль танца  как важнейшей коммуникативной знаковой системы в условиях первобытности:

– предложены способы выявления хореографической семантики персонажей двухмерных и трехмерных объектов искусства древнекаменного века;

– предложена оригинальная дансологическая трактовка знаковых систем  на палеолитических скульптурах (древнейшая запись пространственных композиций танца);

– впервые позы персонажей на некоторых объектах искусства возрастом 10–18 тысяч лет трактуются как позиции техники классического танца;

– доказана односторонность и некорректность утверждений о статичном характере большинства палеолитических скульптур Мальты и Бурети;

– показано существование высоких образцов танцевальной культуры древнего человека, что позволяет по-новому оценить роль танца в эволюции как самого человека, так и его культуры в эпоху палеолита;

– расширено и дополнено имеющееся в литературе теоретическое представление о временных рамках бытования сложных форм танцевальной культуры, в том числе техники классического танца;

– дополнен понятийный инструментарий культурологических исследований древнего танца посредством включения понятий, применяемых в дансологии и естественных науках;

– предложены новые методики исследования изобразительных объектов древнекаменного искусства (методика расчетов исходных размеров скульптур, методика исправления неточностей, появляющихся при копировании, методика выявления статики и кинематики персонажа двухмерных и трехмерных изображений, персонажей в выворотной позиции и др.).

Теоретическая значимость работы.

В диссертации обозначены теоретически важные проблемы исследования древнейших памятников культуры человечества и намечены пути их решения. Избран новый подход к семантическому осмыслению изображений танца – через получение информации на языке самого танца.

Дансолого-семантический подход и построенная на его основе культурологическая концепция семантической интерпретации древних танцев органично связана с пониманием феномена танца и танцевальной культуры в медицине, психологии, философии и опирается на них, раскрывая наиболее сложные, малоизученные и слабо структурированные аспекты проблемы. Она позволяет обеспечить посильный на сегодня культурологический и теоретический синтез многообразных эмпирических данных, связанных с древним танцем. В диссертации показана перспективность использования методологического опыта других наук при культурологическом исследовании древних изображений танца.

Представленный кинетико-семиотический подход является попыткой синтаксической и семантической интерпретации информации о движенческо-пространственной составляющей танца персонажей древних изображений эпохи палеолита.

Предложена процедура, позволяющая реализовать теоретико-методологическое положение о рассмотрении статики и кинематики, или фрагментов танца персонажа в единстве их изобразительных, антропологических, социокультурных и дансологических характеристик. Изучение древних изображений используется для проникновения в мир древнего танца и его роли на первом этапе эволюции человеческой культуры.

Разработка теоретических основ и практических исследовательских процедур измерения, реконструкции, реставрации и семантической интерпретации древних изображений человека позволила представить движенческую компоненту танца в качестве математически исчисляемых, геометрически гармонизируемых пропорционально-пространственных связей и геометрических построений. Предложены авторские подходы к определению и расчету размеров утраченных фрагментов трехмерных исследовательских объектов. Математически обоснованная процедура реконструкции позволяет определить пространственно-временные, движенческие и композиционные составляющие изображённого фрагмента танца.

Построенные на основе предложенного метода идеальные модели фрагментов или целых объектов с изображением человека позволяют не только определять «точечную» кинематику момента, зафиксированного в изображении, но и выявить динамику некоторых других потенциальных передвижений данного персонажа в координатах пространства и времени.

Обосновано положение о существовании высоких образцов танцевальной культуры древнего человека, что позволяет по-новому оценить уровень развития танцевальной культуры в эпоху палеолита. Расширено и дополнено имеющееся в литературе теоретическое представление о временных рамках бытования сложных форм танцевальной культуры, в том числе техники классического танца.

Предложенный кинетико-семиотический подход может использоваться для рассмотрения дансологической семантики любых изображений человека. Его применение существенно повышает объективность и расширяет информативность культурологической интерпретации древнейших и менее отдаленных от современности изображений человека.

Научно-практическая значимость, апробация работы.

Основные положения диссертации изложены более чем в 40 публикациях (общим объемом свыше 80 печ. л.), среди которых семь монографий. Научно-практическая значимость работы заключается в том, что ее выводы в течение многих лет применяются и учитываются сибирскими учеными при исследовании объектов искусства древних культур. Материалы исследования использовались автором при чтении курсов «Культурология», «История мировой культуры» (НГТУ), «Теория и история хореографического искусства», «История балета» (НГПУ). Музыковеды НГК им. М.И. Глинки используют книги и статьи автора в преподавании курса «Музыкальная культура Сибири», в чтении спецкурсов, посвященных проблемам донаучных форм познания. Данная работа подводит итог многолетним исследованиям автора. Выводы диссертации оказали влияние на совершенствование методики преподавания танцевальных дисциплин, чему примером является создание в качестве приложения к монографии «Тысячелетия классического танца» большого (22 части) видеопособия «Техника классического  танца» (Россия – Корея, 1999). Книги автора и данные видеопособия используются для обучения хореографии во многих вузах искусств, в ДШИ и хореографических студиях России.

Диссертация обсуждалась на заседаниях: Ученого совета Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства (г. Москва); кафедры  хореографии Государственной академии славянской культуры (г. Москва); расширенном заседании Ученого совета Юго-Западного университета «Неофит-Рильски» (Благоевград, Болгария); кафедры истории и теории хореографического искусства Московского государственного университета культуры и искусств; кафедры хореографии Кемеровской академии культуры и искусств; Бурятского института танца (г. Улан-Удэ); кафедры музыкального театра, кафедры истории музыки и кафедры этномузыкознания Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки.

Сообщения и доклады о результатах данного исследования были представлены на международных научных конференциях «Танцы предков» (Новосибирск, 1994), «Палеохореография» (Новосибирск, 1995, 1997), «Наскальное искусство Азии» (Кемерово, 1995), «Новые образовательные технологии в стратегии духовного развития общества» (Новосибирск, 2000), «Новые направления в научной и исполнительской реконструкции древних памятников традиционной танцевальной и певческой культуры народов мира» (Новосибирск, 2001), «Байкальские встречи: Культуры народов Сибири» (Улан-Удэ, 2001, 2003, 2005), 1-м сибирском научно-практическом конгрессе «Танцы народов Сибири» (Новосибирск, 2002), «История и культура Востока Азии» (Новосибирск, 2002), «Особенности физического развития учащихся хореографических училищ в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальневосточного региона» (Якутск, 2003), «Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России» (Новосибирск, 2004),  «Гений Петипа» (Якутск, 2005), «Евроарт 2005» (Болгария, г. Благоевград, 2005), «Музыка - традиция и современность» (Болгария, 2005).

Структура диссертации подчинена решению задач исследования, состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, приложения с иллюстрациями. Объем текста работы – 311 с., в том числе 25 таблиц. Список литературы включает 451 название на русском и иностранных языках. Приложения содержат 333 рисунка и схем.

Основное содержание работы.

Во Введении рассмотрены вопросы актуальности   исследования, определена основная цель диссертации, поставлены задачи, сформулированы положения, выносимые на защиту, определены новизна исследования, теоретическая значимость, научно-практическая значимость и апробация работы.

Глава 1. «Танец в историко-культурном контексте (культурологическое осмысление танца)».

Задачи создания теоретического инструментария, пополнения семиотического понятийного аппарата решаются во всех главах диссертации, но в основном – в первой главе.

Основной задачей первой главы является выбор инструментария исследования, обсуждение, уточнение, отбор научных понятий, определений.  Уточнены значения терминов, отобран и скорректирован, в соответствии с характером исследования, понятийный аппарат дансологической культурологии.

 

§ 1. «Методологические проблемы  определения понятия «танец» в культурологии». Общепринятая трактовка термина «танец» гласит: «Танец (польск. Taniec, от немецкого Tanz) – вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела».

Когда мы восхищаемся мастерством, покоряющим технологические и художественные вершины, то имеем дело, безусловно, с искусством, и никаких возражений приведенное определение не вызывает. Считать танцем только проявления искусства – значит, не признать танцем почти половину явлений дансологического пространства. Основная культурологическая формула хорошо обеспечивает потребности сценических видов танцевальной культуры, но оказывается недостаточной для охвата всех ее проявлений. Часто бывает, что исполнение танца очень далеко от решения художественных задач и даже в технологическом плане нельзя сказать, что исполнитель справился с каким-либо движением. Это огромное количество бытовых массовых танцев. По своей специфике исполнение массовых, дискотечных и прочих бытовых танцев не относится к искусству. Тем не  менее они повсеместно причисляются к танцам.

Особые сложности возникают при определении танцев далеких эпох. Данное исследование обращено к танцу, зафиксированному в палеолите. Приведенное выше определение говорит, что, если явление (танец) не относится к виду искусства, не создает художественного образа, то это – не танец. Наличие танца в палеолите не отрицают даже те ученые, которые считают древнего человека дикарем. Возможность же появления в эту эпоху художественного образа,  наук, искусства отрицает большинство.

В научной литературе имеется много культурологических и философских трактовок понятия «танец», но все многообразие проявлений танца не охватывает ни одно определение.

§ 2. «Характер связи танца и образа». Рассматриваются вопросы взаимосвязей          образа и танца, функционирование и трансформации образных составляющих в танце. Например, танцами являлись многие фрагменты похорон фараонов в Древнем Египте. Эти грандиозные шествия подготавливались в течение двух-трех месяцев. В них участвовали тысячи профессиональных плакальщиц и храмовых танцоров, которые изображали печаль, страдания, плач. В результате создается образ, отличающийся от реально переживаемого участниками. Можно говорить и о появлении такого качества, как иллюзия, имитация. Создаваемый образ имитирует необходимые «приличествующие» качества. При этом исполнители не отказываются от своего первоначального настроения для создания его нового качества, нового образа.

На театральной сцене имитация похорон легко превращается в танец. В сценической процессии нет реального покойника. Если требуется, то вводится роль покойника, исполняемая живым актером. Качественно новый образ, отличный от реального внутреннего состояния, создают остальные персонажи сценической процессии.

Танцем может оказаться действие, в результате которого создается образ, далекий от художественного. При определении феномена «танца», возможно, следует искать образ + иллюзию, образ + имитацию.  Если при этом имеются музыка, ритм, движения человеческого тела, то это, несомненно, – танец.

§ 3. «Специфика танца как знаковой системы». Танцевальному искусству высокого уровня доступно очень многое. Об этом подробно говорится в параграфе.  Языку танца вполне по силам восполнить пробел отсутствия вербальной речи своим невербальным языком. Этому есть много примеров в литературе. Танец является транслятором, механизмом передачи жизненного опыта культурной системы.

Танец предполагает одновременность качественного и пространственного движения. Человек (речь в исследовании ведется именно о его танце) движется в пространстве и изменяется качественно. В то же время, танец есть преднамеренное воздействие на пространство. Что необходимо для превращения движения или движений в танец?  Какие составляющие обязательны, а какие возможны и желательны? Что способствует процессу превращения не танца в танец? Нельзя сказать, что такие вопросы не возникали в научной литературе. В диссертации на эти вопросы требовались не риторические, а конкретные ответы. Адекватно понять язык танца можно только рассматривая его в  его же специфической знаковой системе.

§ 4. «Неразрывность движенческой формы и содержания в танце». К решению вопросов поставленных можно подходить с объективистских или естественно-научных позиций, утверждая, что движения даны человеку от рождения. Отсюда следует, что танец есть объективная реальность, которая существует независимо от дальнейшего обучения, идей и мнений. Однако движение или движения человека, даже осмысленные, даже ритмически организованные, но лишенные  образной составляющей, сами по себе не становятся танцем, но как уже отмечалось выше, и образная составляющая тоже должна быть особой.

Для демонстрации специфических отношений движения и образа рассматривается среди прочих следующий пример. Известна болезнь, которая своим названием претендует на причисление к танцевальному жанру, – пляска св. Вита. Есть формальные признаки – движения человека и образ – образ больного. Будет ли это танцем без звучания музыки? Возникнет ли танец, когда появится сопровождение музыки, когда неосмысленные движения болезни попадут в ритм музыки? Ответ,  скорее всего, окажется однозначным – нет!

Все изменится, если больной данной болезнью человек  сознательно попытается танцевать. Тогда можно констатировать появление пусть своеобразного, но танца.

В первом случае образ не изменяется – очень больной человек (первоначальный смысл, образ) в результате своих движений создает тот же образ глубоко больного человека. Это – не танец. В другом случае – образ меняется. Больной человек сознательно пытается изобразить танец здорового человека – это, несомненно, становится танцем. Создаваемый образ может остаться образом глубоко больного человека, но тем не менее  первоначальный образ изменится. Больной может стремиться представить себя здоровым, сильным, счастливым. Следовательно, результирующий образ будет новым, не адекватным первоначальному. При исполнении танцев инвалидами неосознанным, а чаще – осознанным мотивом, побуждением может быть стремление инвалида создать образ здорового человека. В свое время в литературе выделяли довольно обширную группу под названием «танцы инвалидов». При исполнении больными людьми магических, врачующих танцев побудительным мотивом является стремление излечиться танцем, выздороветь, вернуть способность ходить, нормально питаться, дышать, спать, улыбаться, прозреть и т. д. 

Создание будущего образа танца в уме субъекта предваряет внешний движенческий танец как таковой. Для субъекта его мысленный танец, несомненно, будет танцем, ибо обладает всеми признаками понятия «танец». Есть движение (хотя, и мысленное, но несомненное), есть образ, есть его трансформация в новое качество, есть переживание. Для объекта (зрителя) этот танец не существует. Для исследователя древних изображений, как и для зрителя, единственно реален танец, появившийся в результате движений рук и ног субъекта. Он и для объекта, и для субъекта в полной мере соответствует определению танца, даже если зрители будут единодушны в своей отрицательной оценке и скажут, что внешний облик этого танца рождает далеко не художественный образ.

Иногда кажется, что танец возникает и осуществляется без участия сознания субъекта, на бессознательном уровне, а потому можно допустить отсутствие первоначального мысленного танцевального образа. Место собственно танцевального образа может занять другой реальный или абстрактный образ, имеющий ассоциативное или какое-либо иное отношение к предполагаемому танцу. Например – танец ребенка, его якобы неосознанные движения под музыку. Однако и ребенок прежде осмысливает музыку, переживает то или иное чувство, достойное перевода в видимые движенческие образы и лишь тогда начинает танцевать. Именно под музыку чаще всего ребенок начинает двигаться, пытаться танцевать. Так что и в этом случае можно сказать, что решение о начале танца принимается осознанно.

Образ танца возникает и у зрителя (объекта), что тоже следует учитывать. Образы у субъекта (исполнителя) и «объекта» могут кардинально отличаться друг от друга.

Огромная и мало исследованная область – мысленные танцы во сне. Как сопоставить мир сна, мир искусства с повседневностью? Рассуждения о природе танца, споры о том, что же можно назвать танцем, должны помочь ответить на многие вопросы. Что может быть изображено на артефакте? Можно ли вообще зафиксировать танец, или это лишь впечатление художника от танца? Если изображен танец, то какой? Можно ли говорить о попытке передать образ танца? Какого образа – предшествующего танцу субъекта (идеального) или послеобраза?

Для решения семантических проблем танца того или иного персонажа очень важно знать, чей образ пытался передать художник. Он может попытаться передать образ танца и с позиции исполнителя, и глазами зрителя. Но ведь и эти образы будут лишь копиями. Как эти образы изменялись, трансформировались в сознании художника? Ведь он сам является объектом по отношению к танцующему! Кроме того, для художника объектами являются и исполнитель, и зрители. А если он пытается передать взгляд других зрителей, то танец претерпевает еще более длинную цепочку изменений.

Кинетико-семиотический метод, который во многом следует законам искусства, предполагает, что исследователь древнейших танцевальных изображений должен выстраивать, с одной стороны, некую идеальную модель данного конкретного неподвижного объекта своего исследования, с другой стороны, видеть мысленный движенческий образ возможного танца этого  персонажа. Диссертант учитывает взаимодействие этих двух составляющих, представляет мысленную модель танца, а затем передает это представление в тексте.

Глава 2. «Принципы определения кинематики персонажа на двухмерных объектах искусства».

Древний художник рассказал о танце языком своего искусства – средствами живописи, графики или скульптуры. Полный перевод содержания танца на другой язык  невозможен, но художник в меру своих способностей сохранил те объективные параметры танца, которые возможно зафиксировать. Но и эта информация не вся дошла до современного исследователя, так как ее материальный носитель – изображение – подвергался на протяжении тысячелетий агрессивному воздействию среды. Исследователи нового времени, через десятки тысячелетий, пытаются раскрыть семантику изобразительных фиксаций древнего танца через слово, т. е., по сути, произвести уже третий перевод исходного содержания танца на новый чужеродный танцу язык литературы.  

§ 1. «Способы реконструкции дансологических изображений». Общепринятые трактовки семантических понятий приспособлены для рассмотрения проблем, связанных со структурной лингвистикой. В параграфе уточняются возможности применения семантических, синтактических, семиотических терминов в культуролого-дансологическом исследовании.

В диссертации избран подход к семантическому осмыслению изображений танца через получение информации о танце на языке самого танца. Речь идет о постижении семантики танца через определение статики, кинематики, композиции танца.

Для данного исследования семантика – это понимание знаков и их сочетаний как смысла зафиксированного танца. Проделанный анализ показал, что информация о движенческо-пространственной составляющей танца, его прагматике и синтактике, сохраненная в изображении, может быть доказательно прочитана исследователем.

Важно понять, какие сведения, какие реальные элементы танца мог передать художник в неподвижном изображении. Следует определить, какие из этих сведений может (современный) исследователь извлечь, прочитать, вычислить. Расшифровка знаков танца с изображения не даст достаточного представления о предмете без минимальных сведений о самом изображенном танце. Переход от синтактики к семантике для более полного представления должен содержать процедуру, которую автор определяет как реконструкция танца. 

Понятие «реконструкция» в научной литературе интерпретируется в двух различных, даже в каком-то смысле противоположных, значениях. Первое подразумевает собственно восстановление; второе – коренное или частичное переустройство. В исследовании диссертант использует термин «реконструкция» в первом  значении – восстановление статики, кинематики движений и «па», фрагментов композиции танца.

Особенности исполнения любого танцевального движения, танцевального «па», будь оно сложное или простое, жестко регламентированы конструкцией двигательного аппарата человека. Кинематика танцевальных движений описывается законами биомеханики и поддается несложным математическим расчетам. Это позволяет более или менее точно описать позу, индивидуальные возможности, воспитанность (тренированность) мышечно-связочной системы изображенного человека.

Определяется, что можно реконструировать по одному неподвижному двухмерному изображению. Исследование вопроса показало, что такие задачи, как определение танцевального «па» или танцевального движения по рисунку вполне по плечу профессиональным дансологам. А определение позы человека по изображению подвластно исследователю любой квалификации.

§ 2. «Анализ статики и кинематики персонажа гравюры  пещеры Трех братьев».  В данном и последующих параграфах впервые обоснованы способы выявления хореографической семантики персонажей двухмерных объектов искусства древнекаменного века. Впервые теоретические положения указанной методики применены на практике при анализе нескольких известных палеолитических двухмерных объектов искусства. В параграфе 2 показан анализ статики и кинематики персонажа гравюры «Колдун» из пещеры «Трех братьев» (Арьеж, Франция). Примерный возраст – 18 тысяч лет.  Гравированная фигура на стене пещеры сохранилась удивительно хорошо – сочная раскраска, четкие и точные линии. Слоев других изображений на объекте не обнаружено. Это выделяет «Колдуна» из множества других пещерных рисунков, которые чаще всего бывают частично перекрыты последующими творениями древних художников.

На многочисленных репродукциях ориентация персонажа трактуется по-разному – от строго вертикального положения до горизонтального. Можно увидеть как минимум пять вариантов ориентации с разными степенями наклона. Это в какой-то мере объясняется тем, что оригинал расположен в труднодоступном месте. Взгляды с разных точек дают разную ориентацию.  В диссертации с помощью геометрических построений определяется наиболее вероятный вариант ориентировки изображения в двухмерной плоскости.

В начале анализа предложена процедура дифференцированного визуального описания положения персонажа без привлечения дополнительных построений. Описание статики ведется сверху вниз – голова (маска), плечевой пояс, корпус, тазовый пояс, ноги. Эта процедура выявляет видимые и бесспорные параметры статики персонажа. Выяснение скрытых деталей, особенностей и закономерностей статики изображения оказывается возможным лишь при использовании дополнительных геометрических построений. Результаты описаний сводятся в специальные таблицы.

Таблицы позволяют наглядно увидеть положение всех частей тела и с большей точностью описать движения отдельных частей тела персонажа, которые возможны при его позе. Эти сведения в свою очередь помещаются в таблицу. По сводной таблице кинематики оказывается возможным говорить о комплексных движениях и передвижениях персонажа.

В результате всех этих действий выяснено, что на гравюре изображен небольшой переход, шаг вперед персонажа с ноги на ногу. Была определена длина продвижения – на одну-полторы длины стопы. Анализ выявил, что изображение «Колдуна» зафиксировало один из целой серии шагов персонажа – достаточно продолжительного (возможно, на целую музыкальную фразу) хода вперед мелкими семенящими шажками. В диссертации описываются позы, движения, «па». Для культурологического анализа современного изображения такие подробности излишни. Подробности, представленные в диссертации, являются первыми в научной литературе дансо-культурологическими описаниями персонажей палеолитических изображений. Поэтому диссертант вставил фрагменты описаний в автореферат.

§ 3. Исследование гравюры «Музыкант» из пещеры Трех братьев». Представлен анализ изображения другой гравюры из пещеры «Трех братьев», получившей условное название «Музыкант». В предыдущем и в данном параграфах рассматривались разные изображения из одной пещеры, созданные примерно в одно и то же время. Однако гравюры исполнены в совершенно разных манерах. Художники запечатлели различные танцевальные обряды, смогли зафиксировать  разные по пластике, напряжению, характеру и образности движения. Исследование персонажа «Музыканта» выявило более сложное, чем в первом примере, движение – отскок назад. Диссертантом получены убедительные доказательства наличия серии таких отскоков, определена предположительная длина горизонтального продвижения персонажа.

Анализ в данном случае вышел за рамки определения только кинематики. Предмет в руках персонажа трактуется диссертантом как смычковый монохорд. Это первое доказательство существования на столь раннем этапе эволюции смычкового музыкального инструмента.

В процессе анализа диссертантом обнаружены серьезные различия при сравнении разных репродукций изображений одного и того же оригинала. Впервые в научной литературе был поднят вопрос о возможности выявления и исправления неточностей копирования древних артефактов. На примере сравнения пяти репродукций и анализа расхождений были предложены способы исправления  возможных ошибок.

§ 4. «Определение кинематики изображения «Туроня». Представлено палеохореографическое исследование гравюры из Габийю (условное название «Туронь»). Подробный анализ этого изображения выявил движение, которое не предполагал до этого ни один исследователь. Персонаж оказался запечатленным в высшей фазе прыжка, подобного тому, который в современной хореографии называется па-де-баск. Анализ выявил также наличие поворота исполнителя в воздухе во время исполнения этого движения на 90°.

Во второй главе диссертации были предложены новые аспекты репрезентации древнейших изображений человека. Разработан дансологический подход к выявлению и описанию имеющихся в неподвижном изображении, движенческо-пространственных сведений о персонаже. Описаны и уточнены информативные возможности неподвижного изображения в контексте передачи сведений о синтактике танца – статике и кинематике персонажа. Представлены основные положения кинетико-семиотического анализа для двухмерных объектов искусства древнекаменного века. Идеи из сферы точных и естественных наук, закона золотого сечения, законов биомеханики служили надежными ориентирами в разработке комплексного метода исследования.

 

Hosted by uCoz